Торговля пытается двигаться вперед, но экономический ветер двигает ее назад

Вялотекущий кризис на потребительском рынке в этом году перешел в фазу стремительных рокировок. Проблемы и ошибки, которые копились несколько прошлых лет, в этом году привели к краху целого ряда сетей самых разных сегментов торговли. Одновременно это позволило выйти на рынок новичкам и подстегнуло давних участников рынка.

Свято место пусто не бывает, философски можно отметить, глядя на основные торговые магистрали города. Вывески "Здорового малыша" и "Детей" сменились на вывеску "Деток", помещения аптек "Здоровые люди" расхватали конкуренты, DIY-сеть "К-раута" купила магазин у погибающей "Метрики", место финских универсама "Стокманн" и сети "К-руока" заняли "Лэнд" и "Лента". Рокировка освежила рынок и еще раз напомнила, что кризис не прощает ошибок и в конфликте совладельцев в большинстве случаев победителя не будет — многомиллиардный бизнес, который они строили годами, схлопнется в один день. Чудес от нового года никто из ретейлеров не ждет. Да, потребители приспособились к не самой лучшей экономической ситуации, но значит ли это, что тратить они станут больше? Вовсе нет. Не покупать то, без чего можно обойтись, купить подешевле, а лучше купить один товар и получить второй в подарок — вот немудрящая тактика потребителей. Выжить в таких условиях сетям помогает оптимизм.

Цитата года

"Торговля пытается двигаться вперед, но экономический ветер двигает ее назад", — Илья Ломакин-Румянцев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли
Автор: Сергей Ермохин

Сделка года

"К-руока" пошла в "Ленту"
Один из крупнейших ретейлеров страны "Лента" купил у финского холдинга Kesko сеть из 11 продовольственных магазинов "К-руока". Сделка стала знаковой для рынка, потому что в ней отразились главные тенденции: ослабление иностранных игроков из-за контрсанкций и начало глобализации.
Под конец года одна из крупнейших российских продовольственных сетей "Лента" объявила о покупке конкурирующей сети в Петербурге — "К-руока".
Финский холдинг Kesko, которому принадлежала сеть, в первом полугодии уже успел избавиться от магазинов спортивных товаров "Интерспорт", а к концу года нашел покупателя и на продовольственный актив. В России у Kesko остается DIY-сеть "К-раута", которая продолжает развитие.
Хотя "К-руока" бодро росла с момента выхода на российский рынок в 2012 году, по ней больно ударили ослабление рубля и контрсанкции, которые не позволили предложить российским покупателям финские продукты.
В числе претендентов на "К-руоку" называли и "Магнит", и "Ашан". Однако финский ретейлер подписал договор с "Лентой". Сумма сделки составила 11,4 млрд рублей. Помимо 11 магазинов в нее вошли два земельных участка в Москве и один в Ленобласти. Общая торговая площадь новых магазинов "Ленты" составляет 40 тыс. м2, из них 39,7 тыс. м2 в собственности.
"Лента" — один из немногих ретейлеров, который продолжает активно расти в разгар кризиса. С начала 2014 года, когда она вышла на IPO, компания открыла 87 гипермаркетов. Хотя "Лента" отдает приоритет органическому развитию, при наличии возможности она покупает и готовые активы. Так, в 2014 году ретейлер приобрел ивановскую сеть из трех гипермаркетов "Бимарт", в 2015 году — три гипермаркета и три земельных участка у ГК "О’Кей". В результате ретейлеру удалось удвоить торговую площадь до 1 млн м2 на год раньше намеченного в ходе IPO срока.
Автор: Сергей Ермохин

Поражение года

"Метрика" ушла с рынка
Последние 2 года юрлица, связанные с сетью "Метрика", получали многочисленные иски от поставщиков и заявления о банкротстве, параллельно руководство пыталось удержать компанию на плаву.
Но безуспешно — в августе 2016 года основатель и владелец сети Евгений Лебедев продал ООО "Корпорация СБР" ("Стройбаза Рыбинская"), которое управляет ретейлером, выходцам из "Альфа-Групп" Денису Избрехту и Алексею Каверину.
Новым владельцам отошли оставшиеся четыре магазина, которые работали в собственных помещениях.
Сеть "Метрика" проработала на рынке DIY более 20 лет. На пике развития — в июле 2014 года — она насчитывала 112 магазинов, спустя год продолжили работу только треть объектов.
Проблемы компании эксперты связывали с неверно выбранной стратегией на ускоренное развитие в малых и средних городах России, спрос в которых ощутимо снизился в ходе кризиса. В 2015-2016 годах компания пыталась максимально снизить издержки, закрывала нерентабельные магазины, продавала объекты недвижимости, в том числе конкурентам, чтобы удовлетворить требования кредиторов. Но большинство магазинов просто закрылись.
Автор: Наталья Модель

Конфликт года

Войны акционеров и кредиторов за "Юлмарт"
В компании "Юлмарт" с осени разгорается конфликт акционеров. Миноритарий Михаил Васинкевич требовал от партнеров Дмитрия Костыгина и Августа Мейера выкупить его долю по определенной цене, обратившись в Международный арбитраж Лондона. Не сумев договориться о сумме продажи с мажоритариями (суммарно им принадлежит 60% акций), Михаил Васинкевич (владеет 35% акций) привлек на свою сторону "Альфа-Групп" в лице инвестподразделения А1. Ее силами все решения на совете директоров компании блокировались, в том числе о выборе генерального директора "Юлмарта" (экс-руководитель Сергей Федоринов покинул этот пост в августе).
Параллельно дела "Юлмарта" перетекали в суды. Дмитрий Костыгин начал процесс взыскания 555 млн рублей с Михаила Васинкевича. Речь идет о просрочке по кредитной линии на 1 млрд рублей, открытой "Юлмарту" Газпромбанком: по этому кредитному договору оба партнера являются поручителями. Помимо этого, Сбербанк России подал ряд исков против НАО "Юлмарт", ООО "Юлмарт Девелопмент", ООО "Юлмарт региональная сбытовая компания" и ООО "Юлмарт продуктово-закупочная компания". Сумма требований составляет 1 млрд рублей. ООО "Сбербанк Факторинг" подало иск в суд к НАО "Юлмарт" на сумму 435 млн рублей. Помимо этого, против "Юлмарта" было подано три банкротных иска. Признать несостоятельной главную операционную компанию ретейлера НАО "Юлмарт" потребовал некий Олег Морозов. Балтийская электронная площадка предъявила аналогичные требования к "Юлмарт Девелопмент" и ООО "Юлмарт региональная сбытовая компания".
Автор: Наталья Модель

Темная лошадка

Красноярский "Светофор" 
В этом году экспансию на Северо-Западе начала сеть красноярских магазинов "Светофор", которая работает в формате жесткого дискаунтера. Компания открыла девять магазинов в Карелии, Республике Коми, Вологде, Пскове, Ленобласти и уже подыскивает помещения в Петербурге, где могут начать работу несколько десятков "Светофоров", заявил представитель компании. Ретейлер, годовой оборот которого превышает 40 млрд рублей, управляет 800 магазинами в 48 регионах России и использует кризис для масштабного расширения. Цель "Светофора" — к концу следующего года довести сеть до 1,8 тыс. объектов. Развитие подобных форматов — закономерная реакция на кризис. Согласно Росстату, российские потребители в 2016 году начали экономить на еде. Покупатели чаще стали отдавать предпочтение дешевым магазинам. Выигрывают конкурентную борьбу те игроки, которые могут обеспечить самые низкие цены.

Угроза года

Умерить аппетиты сетей
После двухлетних обсуждений Госдума приняла радикальные для рынка поправки в закон о торговле, документ вступил в силу 15 июля 2016 года. По инициативе депутатов совокупный размер выплат, которые розничные сети могут брать со своих поставщиков, снижается до 5% цены закупленного товара. Речь идет о стоимости рекламных, маркетинговых, логистических услуг, а также премии за объем закупки (ретробонус). Второй пункт — уменьшение отсрочек по оплате до 8-30 дней вместо действующих 10-45 дней в зависимости от длительности хранения продукции. С 1 января 2016 года ретейлеры и поставщики должны строить свои отношения по новому закону, перезаключая все договоры. По задумке, этим законом государство обеспечивает защиту прав покупателей, а также малого и среднего бизнеса на продовольственном рынке. Тем не менее торговые сети нашли лазейки в обновленном законодательстве. Производители уже получили уведомления об увеличении штрафов и уменьшении стоимости поставляемого товара, с неформальным сохранением всех выплат под видом штрафных санкций и разницы в закупочной стоимости и конечной цене товара на полке.

Провал года

ГК "Дети" потеряла рынок
ГК "Дети", которая в лучшие времена управляла сетью из 200 магазинов и с выручкой 25 млрд рублей занимала второе место по стране на рынке детского ретейла, в этом году окончательно сдала позиции. Конфликт совладельцев Романа Яворского, Алексея Угаркина и Николая Кичиджи в 2014 году перерос в корпоративную войну. Это парализовало торговлю, поставщики "Детей" потянулись в суд. ГК "Дети" перестала справляться с обслуживанием кредитов трех банков на сумму более 4 млрд рублей. Места закрывшихся магазинов стремительно занимали конкуренты, теперь осталось только 10 магазинов "Здоровый малыш", в декабре в Петербурге открылся один магазин "Дети".

Разочарование года

"Графика-М" не справилась с ростом
Этот год стал последним для одного из старейших продавцов канцтоваров "Графика-М" — сеть закрыла последние магазины еще в начале лета. На пике своего развития сеть "Графика-М" насчитывала почти 50 магазинов на Северо-Западе. Проблемы у компании начались еще 3 года назад. По мнению экспертов, игрока подкосила покупка сети книжных магазинов "Книжный дом", а также резкий рост цен на импортные товары для офиса.
Управляющая компания сети — ООО "Референт-Бюро". Помимо 46 магазинов "Графика-М" и "Книжный дом" на Северо-Западе в нее входили два бутика ручек Parker. Весной 2015 года "Референт-Бюро" начало процедуру ликвидации, а чуть позже стало фигурантом дела о банкротстве, введено конкурсное управление. Результатом краха "Графики-М" стало развитие рынка, ведь помещения обанкротившейся сети отошли ее конкурентам. Так, еще до начала банкротства "Графика-М" продала часть помещений книжной сети "АзъБука" и канцелярской сети "Графит". Еще несколько мест занял крупнейший в Петербурге продавец книг "Буквоед", но сделал это уже после закрытия магазинов.