Власти Петербурга судятся с "дочкой" Газпромбанка из-за реконструкции дома Рогова

Автор фото: Андрей Федоров/Trend
Снос дома Рогова, здания начала XIX века, стал одним из крупных градостроительных скандалов. Здание 15 лет было в списке выявленных объектов культурного наследия, но статус памятника так и не получило.

Через 4 года после резонансного сноса дома Рогова на Загородном пр. его восстановление так и не началось. Власти пытаются через суд обязать Газпромбанк поторопиться.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП) через суд требует у дочерней компании Газпромбанка восстановить дом Рогова на пересечении Загородного пр. и Щербакова пер. Снос этого здания 4 года назад губернатор Петербурга Георгий Полтавченко назвал хамством.

Тишина за забором

Сегодня суд рассмотрит иск КГИОП к ООО "Вектор". Эта компания принадлежит "дочке" Газпромбанка — "Газпромбанк–Инвест" (ГПБИ), — которая отвечает за девелоперские проекты банка. Комитет требует от инвестора за 2 года восстановить исторический облик здания в Щербаковом пер., 17 / 3, которое "Вектор" снес в 2012 году за 1 день. Компания получила разрешение на строительство в 2015 году, оно действует до июня следующего года, но работы так и не начались.
Ранее в КГИОП инвестору выдали предписание восстановить здание, оно несколько раз продлевалось, крайний срок его исполнения был сегодня — 20 декабря 2016 года. В ГБПИ отказались от комментариев о причинах задержки строительства.

Дорогое подземелье

Госстройнадзор выдал "Вектору" разрешение на строительство "административного здания со встроенным паркингом". Комплекс будет состоять из двух корпусов — первый на месте исторического здания высотой 15 м, его площадь с подземным этажом составит 2,4 тыс. м2. Второй корпус высотой 27 м будет выходить фасадом на Щербаков пер., его площадь с двумя подземными этажами — 7,8 тыс. м2.
"Мы спроектировали в новом здании бизнес–центр. Восстановленный дом, конечно, займет торговля. Ну, может, на верхних этажах и будут офисы, это уже как инвестор решит", — говорит Рафаэль Даянов, руководитель архитектурного бюро "Литейная часть–91". По оценке NAI Becar, стоимость строительства составит 600–700 млн рублей, при использовании под бизнес–центр проект окупится за 9–10 лет.
Андрей Косарев, гендиректор Colliers Int. в Петербурге, говорит, что итоговую стоимость строительства рассчитать сложно из–за дороговизны возведения подземной части в условиях центра города и близости входа в метро. "Офисы здесь будут востребованы, но из–за высокой стоимости строительства могут возникнуть проблемы с окупаемостью проекта", — говорит Андрей Косарев. По его словам, идеально для инвестора было бы сначала найти конечного пользователя объекта и под его требования построить бизнес–центр.
По данным "ДП", в начале этого года инвестор задумался о реконцепции объекта, чтобы ускорить сроки окупаемости. Источник на рынке рассказал, что рассматривались варианты перепрофилирования объекта в торговый комплекс или гостиницу. "Если бы проект реализовывался как одно здание, мог быть интересен вариант создания гостиницы", — полагают в Knight Frank St Petersburg.

От штрафов до ареста

Участок площадью 2,25 га в Щербаковом пер., 17 / 3, принадлежит "Вектору" с 2008 года. По данным "СПАРК–Интерфакс", компания подчинена ГБПИ с 2014 года, но и в 2008 году "Вектором" владела кипрская компания с таким же названием — GPBI. О том, что банк вел проект с самого начала, говорили и участники рынка.
Историческое здание — дом Рогова, — которое здесь находилось, снесли в выходной день в то время, когда Георгий Полтавченко был в отпуске, это возмутило градоначальника. После этого даже планировалось законодательно запретить сносить дома в выходные и праздники и ввести миллионные штрафы за снос. Но ни один из этих пунктов законодательно так и не приняли.
В КГИОП в 2012 году говорили, что здание снесли законно — оно не было памятником архитектуры, экспертиза признала его аварийным.
По петербургскому закону при сносе исторического здания (то есть того, что построено до 1917 года) нужно восстановить его фасад. Первое предписание о восстановлении дома КГИОП направил инвестору сразу после сноса. В компании "Качкин и партнеры" отмечают, что вне зависимости от решения суда за неисполнение законного предписания ждет штраф от 100–500 тыс. рублей. В Rightmark Group добавляют, что если суд предпишет восстановить здание, а инвестор не сделает это в срок, его ждет штраф до 100 тыс. рублей, а если и после этого решение суда исполнено не будет, то руководство компании могут привлечь к уголовной ответственности вплоть до двухлетнего лишения свободы.
Для этого проекта рассматривался вариант и апарт–отеля, и гостиницы, и деловой застройки. Что касается бизнес–центра — он тут будет востребован. В центре города очень неплохая заполняемость бизнес–центров, и если ситуация на рынке будет развиваться так, как развивается сейчас, то к моменту ввода этого объекта на рынке будет недостаток офисов классов А и Б. Но на самом деле в этом месте будет востребован любой функционал. Выбор стоит только в стратегии инвестирования: строить на свои и заемные и окупать или продавать на стадии строительства.
Илья Андреев
вице–президент NAI Becar
Учитывая масштаб объекта, другого варианта, кроме бизнес–центра, я не вижу. Тем более рядом есть непростые варианты торговых центров. Офисы сегодня лучший вариант в том числе и по макроэкономическим причинам: "метр" офисов подчас уже стоит дороже, чем "метр" ретейла. Если искать одного пользователя на объект, то кроме "Газпрома" у нас таких одиночек сегодня нет. Но выгоднее иметь дело с большим количеством маленьких арендаторов: ставка максимизируется, хотя и есть риск плохих долгов и простоя при ротации арендаторов.
Юрий Борисов
управляющий партнер "АйБи групп"