Северная верфь возвращается на рынок судоремонта

Автор фото: Коньков Сергей
Алексей Селезнев, генеральный директор завода «Северная верфь», стремится получатьновые заказы не только от Министерства обороны РФ , но и привлекать на верфь гражданских заказчиков.

Северная верфь рассчитывает поправить свое финансовое положение, вернувшись на рынок судоремонта. Участники рынка говорят, что спрос на такого рода работы превышает предложение.

Северная верфь, как и многие оборонные предприятия Петербурга, столкнулась с дефицитом собственных оборотных средств на неотложные нужды из-за ужесточения правил расходования средств по гособоронзаказу. Финансовое положение верфи сильно изменилось в сравнении с 2015 годом. За 9 месяцев текущего года чистый убыток вырос в 4 раза: с 98 млн до 403 млн рублей. Выручка компании за тот же период выросла на 4%, до 11,7 млрд рублей, а себестоимость на 20%, до 12,1 млрд рублей. Комментировать причины изменения финансового результата на верфи отказались.
Чтобы хотя бы частично покрыть дефицит оборотных средств и улучшить финансовый результат, компания изъяла из аренды плавучий док и собирается вернуться на рынок судоремонта, который демонстрирует рост.

Сами заработаем

ОАО "Норд-Вест СВ", 80% акций которого принадлежат Северной верфи, изъяло свой плавучий док MTW из многолетней аренды у фирмы "Судоэкология" и намерено зарабатывать на ремонте судов. "Доходы от эксплуатации дока в разы превышают доходы от аренды. Кроме того, доковый ремонт судов обеспечит дополнительную загрузку цехов верфи, которые при необходимости изготавливают или ремонтируют для этих судов различные узлы и детали", — пояснили на Северной верфи.
Док MTW может поднимать суда весом до 5,5 тыс. т и длиной до 140 м, что позволит верфи ремонтировать суда класса "река-море", а также суда технического флота: буксиры, плавкраны, бункеровщики, баржи и т. д.
Верфь уже исполняет заказ ООО "Балтийские судовые системы" на покраску и ремонт винторулевых колонок плавучего крана, а затем возьмется за ремонт буксира "Навага". "Еще получены заявки от ООО "НВК-Инжиниринг" на докование двух научных судов — "Яков Смирницкий" и "Сергей Кравков", — добавляют на верфи.

Кто главный

Эксперты затрудняются оценить емкость рынка судоремонта, отмечая лишь, что средняя цена докования судна в сутки — около 50 тыс. рублей.
Услуги судоремонта оказывает десяток предприятий в Петербурге и области. Самым крупным считается ЗАО "Канонерский судоремонтный завод", располагающий тремя плавдоками. "Канонерка" специализируется на ремонте больших судов. Среди заказчиков "Росморпорт", "Газпром нефть", "ЛУКОЙЛ" и другие судозаводы. Например, Выборгский судостроительный завод заказывал на "Канонерке" покраску, докование построенных ледоколов. Отчетность судоремонтный завод не публикует. По сайту госзакупок можно подсчитать, что его портфель заказов за 2 года превысил 2 млрд рублей.
Другой крупный игрок — АО "Кронштадтский морской завод" ремонтирует корабли Балтийского флота. Недавно восстанавливал "Аврору". За прошлый год завод получил заказов на 1,2 млрд рублей.
Еще один заметный участник рынка — ООО "Невский судостроительно-судоремонтный завод", ремонтирует малые пассажирские суда, буксиры, суда класса "река-море".

Конкурентов здесь нет

Спрос на судоремонт превышает предложение, и выход Северной верфи на рынок своевременный, отмечают эксперты.
"Основными конкурентами наших судоремонтных предприятий являются не коллеги в регионе, а судоремонтные компании Прибалтики, они достаточно сильно демпингуют. Но для постановки судов в их доки нужно оформлять дополнительные документы. Наши судовладельцы с удовольствием бы избежали этих хлопот, но из-за загрузки местных доков нередко вынуждены пользоваться услугами зарубежных", — говорит директор ООО ПФ "Авизо" Юрий Демиденко.
Некоторые эксперты предполагают, что судоремонт не покроет потребность верфи в ликвидности, и, вероятно, ей придется сокращать накладные расходы путем оптимизации административно-управленческого аппарата.
Забрать док из аренды и заняться ремонтом судов — это очень правильная идея. Любая копеечка в нынешней экономической ситуации важна и пойдет на пользу. Мы тоже занимаемся судоремонтом. Достаточно часто суда терпят бедствие в Выборгском заливе. И больше им идти некуда. Только к нам. В этом есть некоторое наше преимущество. Но не скажу, что ремонт судов составляет значимую часть нашего дохода — он едва превышает сейчас 1% и существенной роли не играет. Тут важно понимать, что судостроительный завод, как наш, обладает некоторыми технологическими особенностями по сравнению с судоремонтными заводами, что сильно ограничивает наши возможности по ремонту судов. Поэтому мы не акцентируем внимание на этом виде деятельности.
Александр Соловьев
Генеральный Директор ПАО "Выборгский судостроительный завод"