Спрос на пригородные перевозки вырос благодаря "Ласточкам"

Автор фото: Сергей Ермохин

Спрос на пригородные перевозки растет благодаря запуску "Ласточек". Это позволило Северо–Западной пригородной пассажирской компании задуматься о покупке собственного подвижного состава.

Северо–Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК, 74% акций принадлежит ОАО "РЖД", и 26% — Петербургу) в сентябре 2015 года начала эксплуатировать скоростные электропоезда "Ласточка", доставшиеся ей после Олимпиады–2014. К декабрю 2016 года ими перевезено 3,6 млн пассажиров.
C появлением на пригородных маршрутах современных скоростных поездов в компании связывают надежды на увеличение пассажиропотока после серьезного спада в 2013–2014 годах. В этот период свыше 4 млн пассажиров предпочли пригородные автобусы электричкам благодаря более низкой цене проезда и более высокой скорости. Хотя, как отмечают сами автоперевозчики, это ненормальная ситуация — поезд по определению должен быть быстрее автобуса.
После запуска "Ласточек" по итогам 2015 года наметилась положительная динамика: СЗППК перевезла на 100 тыс. пассажиров больше, чем в 2014 году. А по итогам 2016–го компания намерена увеличить объем перевозок на 1,5 млн пассажиров (см. "Динамика...").
Значительную долю прироста числа новых пассажиров обеспечивают именно "Ласточки", которые в течение года осваивали новые маршруты. Восемь скоростных поездов связывают Петербург с Выборгом, Волховстроем, Лугой, Любанью, Мельничным Ручьем, Зеленогорском. С 1 января 2017 года СЗППК начнет обслуживать маршрут Петербург — Новгород.

Самый выгодный маршрут

Наиболее прибыльно для СЗППК Выборгское направление. Только за октябрь этого года компания перевезла по нему на 62,5% больше пассажиров, чем в октябре 2015–го.
"По выходным дням, когда вместо пятивагонных составов идут сдвоенные, мы перевозим по 1,5 тыс. человек", — констатирует генеральный директор СЗППК Виталий Григорьев.
На Выборгском направлении компания планирует заменить "Ласточками" все электропоезда. "На участке Финляндский вокзал — Выборг проведена реконструкция инфраструктуры для движения поездов "Аллегро", поэтому скоростные "Ласточки" могут проявить весь потенциал", — добавляет Виталий Григорьев.
По соотношению цены и качества "Ласточки" вне конкуренции. Из Выборга до Финляндского вокзала скоростной поезд "долетает" за 1 час 15 минут, до станции "Удельная" — за 50 минут, что в 2 раза быстрее поездки на обычной электричке. Тарифы на поездки в "Ласточках", как и все пригородные пассажирские перевозки, регулируются региональными властями. В 2016 году путешествие в скоростном поезде в пределах Петербурга стоит на 12,5%, а по Ленобласти всего на 8% дороже, чем в обычной электричке. Так, цена билета от Выборга до Финляндского вокзала составляет 322 рубля на "Ласточке" против 298 рублей на обычной электричке.

Своя "Ласточка"

В планах СЗППК обзавестись собственными "Ласточками". Пока компания владеет только пятью единицами подвижного состава. Остальные поезда, включая 138 обычных электричек и восемь "Ласточек", она арендует у профильных дирекций ОАО "РЖД".
Кроме того, на Московском и Киришском направлениях СЗППК арендует у материнской компании и локомотивные бригады. Соответственно, все техническое обслуживание и затраты на эксплуатацию поездов относятся к РЖД. Руководство РЖД уже неоднократно заявляло о желании передать подвижной состав пригородным компаниям. Однако финансовая возможность покупать и содержать электрички есть только у 11 из 28 компаний, которые работают с прибылью. В их числе и СЗППК. За 2015 год СЗППК перевезла 75,4 млн пассажиров. Выручка компании составила 6,3 млрд рублей, а чистая прибыль — 842 млн рублей.
"Ласточка" отечественной сборки стоит 420 млн рублей, а обычная восьмивагонная электричка (ЭД4М), производимая в подмосковном Демихово, — 270 млн без НДС.
"Мы рассматриваем возможности приобретения собственного подвижного состава", — говорит Виталий Григорьев.
Инвестиционная программа СЗППК предусматривает приобретение "Ласточек", уточняют в комитете по транспорту Смольного. "Средства на приобретение подвижного состава из городского бюджета не выделяют, но тариф на электрички предусматривает инвестиционную составляющую, которая должна пойти на закупку новых электропоездов", — пояснили в комитете.
Пока новые поезда покупает только Центральная пригородная пассажирская компания, обслуживающая Московский регион. За 2015 год она перевезла 588 млн пассажиров, заработав 35 млрд рублей. Из них 2,4 млрд рублей — чистая прибыль.
В общем объеме пригородных, а также междугородних (Петербург — Выборг, Петербург — Кингисепп) перевозок пассажиров доля железной дороги не превышает 30%, остальные 70% пассажиров перевозят автобусы. Автобусы конкурируют с электричками на ограниченном количестве направлений, где их маршруты совпадают. Рост пассажиропотока на автобусах особенно заметен, когда СЗППК повышает цену. Пассажир не видит иного преимущества поезда перед автобусом, кроме цены, потому что состояние ж.–д. инфраструктуры на большинстве направлений не позволяет электропоездам использовать свою самую сильную сторону — высокую скорость.
Василий Киселев
Председатель Правления Ассоциации Перевозчиков Пассажиров Петербурга
Как житель Всеволожска могу только приветствовать появление "Ласточек" на линии Петербург — Мельничный Ручей. Как автомобилист отмечу, что их запуск в утренний и вечерний час пик привел к тому, что "знаменитый" переезд на Колтушском шоссе, который делит Всеволожск на две части, закрыт гораздо дольше. Строительство путепровода откладывается, а пробки из автобусов и автомобилей перед переездом растут. Увеличение населения Всеволожской агломерации оказывает основное влияние на рост пассажирооборота маршруток, связывающих пригород с Петербургом. Конкуренции с электричками перевозчики пока не почувствовали.
Александр Матвеев
Директор Транспортной Компании "Автоалдис", Депутат Зс Ленобласти