Местные щебеночные карьеры закрываются, проиграв конкуренцию поставщикам из Белоруссии и с Украины

Дешевый щебень с Украины и из Белоруссии разоряет местных поставщиков нерудных строительных материалов. С начала года, по словам участников рынка, закрылось уже шесть щебеночных карьеров, не выдержавших ценовой конкуренции.

В 2014 году из–за обострения отношений с Украиной прекратились поставки щебня в Россию, прежде всего в Москву. В 2015 году Россия ввела лицензирование для щебня с Украины, мотивировав это тем, что его качество хуже, чем российского. Из–за этого поток украинского щебня временно прекратился. Столичные строители компенсировали дефицит, закупая нерудные стройматериалы на Северо–Западе. В результате инвестиционная привлекательность местных карьеров возросла. В отрасль потянулись новые игроки. Например, Первая нерудная компания, принадлежащая Артему Чайке, сыну генпрокурора РФ, запустила собственное производство щебня в Ленобласти на Гавриловском щебеночном карьере.
Карьеры Петербурга и Ленобласти по итогам 2014 года отправили в столичный регион рекордный объем щебня и песка: около 26 млн т, на 20 млрд рублей. И продолжали наращивать вывоз стройматериалов в 2015 году, пока запрещенный в России украинский щебень не проложил путь в Россию через Белоруссию. Теперь миллиарды строительных рублей снова направились из России на Украину.
Поставки нерудных материалов с территории Украины возобновились в конце 2015–го. Постепенно столичные строители перестали закупать щебень на Северо–Западе, который стоит почти вдвое больше даже без учета доставки. Плюс к этому сократился спрос на нерудные материалы внутри региона вследствие завершения ряда крупных строек.
В результате мелкие карьеры Северо–Запада разоряются, а крупные приостановили отгрузку, так как не в состоянии предложить конкурентоспособную цену. "Все наши производители в тяжелейшем положении. Не знаем, то ли останавливать работу, то ли сразу банкротиться. Украинский щебень вдвое дешевле российского. Плюс железнодорожные тарифы на транспортировку для украинских и белорусских поставщиков существенно ниже, чем для наших. Москва говорит: да, камень в Карелии хороший, но украинский дешевле", — сокрушается один из владельцев карьеров.
По его словам, из–за дешевизны украинского щебня российские дорожники переключились на поставки из соседних государств, в результате страдают местные щебеночники и бетонщики. "Мы не можем снижать цены, так как иначе будем работать в минус. У нас все и так дорожает: электроэнергия выросла на 15–20%, транспортировка — на 10%", — добавляет собеседник "ДП".

Щебеночный путь

Участники рынка наблюдают в последнее время странное явление, которого ранее не было. "Из Белоруссии идет дешевый щебень. По сравнению с предыдущими годами объем поставок из этой республики удвоился", — отмечают в российском представительстве германского холдинга Basalt AG. Некоторые участники рынка предполагают, что через Белоруссию в Россию поступает украинский щебень. А другие придерживаются версии, что это Белоруссия продает весь свой щебень России, а для собственных нужд покупает украинский.
"Все это можно сравнить с поставками креветок и других морепродуктов из Белоруссии, которая внезапно стала великой морской державой", — иронизирует Виталий Прокуроров, директор по развитию ООО "Объединенная бетонная компания".

Спад надолго

Слова бизнесменов подтверждает статистика Октябрьской железной дороги (ОЖД, филиал ОАО "РЖД") — она стремительно сокращает перевозку стройматериалов. Эта группа грузов на 95% состоит из песка и щебня, добываемого в Карелии, Ленобласти. На их долю приходится 29% от общего объема перевозимых по ОЖД грузов. В октябре объем перевезенных ОЖД стройматериалов сократился на 20% к аналогичному месяцу 2015 года, а в ноябре — на 20,6%.
"Отгрузка щебня и прочих гранитных материалов "ЛСР. Базовые материалы — Северо–Запад" железнодорожным транспортом в Москву и Московскую область сократилась в сентябре–октябре почти на 30% в сравнении с 2015 годом", — приводит еще более впечатляющие данные Юрий Бабуркин, управляющий "ЛСР. Базовые материалы — Северо–Запад".
Спад продолжится и в декабре, прогнозируют участники рынка.
Среди причин снижения объема строительных грузов, вывозимых из Ленинградской области и Республики Карелии, в ОЖД тоже называют увеличение доли щебня из ближнего зарубежья на рынке Московского региона, ужесточение конкурентной борьбы между игроками рынка.
Выгодоприобретателями в этой борьбе стали не потребители щебня, а посредники, компании, участвующие в тендерах на строительство дорог и прочих объектов инфраструктуры, так как их маржа существенно выросла. Рыночная цена, которую готов платить потребитель, не претерпела сильных изменений, а вот цены карьеров сильно разнятся. Так, цена щебня на карьере в Ленобласти стартует с отметки 600 рублей за тонну. Самый дешевый украинский аналог предлагается по 330 рублей за тонну. А дальше начинается все самое интересное: логистика. Стоимость доставки — самое дорогое в конечной цене нерудных материалов. Она может достигать 75% от всей партии. Перевозится щебень обычно полувагонами. И стоимость доставки материалов с Украины в Москву примерно на 45% ниже, чем из Ленобласти или Петербурга в Москву.
С марта по сентябрь 2016 года собственники и операторы подвижного состава регулярно повышали ставки на предоставление полувагонов для перевозки щебня, отмечает Юрий Бабуркин. Если в феврале 2016 года арендная ставка составляла 138 руб./ т, то в сентябре она выросла до 455 руб./ т и удерживалась на этом уровне и в октябре 2016 года. С ноября началось снижение ставок, которое не оказало особого влияния на рост перевозок щебня и прочих гранитных материалов железнодорожным транспортом, так как для производителей Ленинградской области и Республики Карелии конечная цена в Москве и Московской области все еще остается непроходной из–за украинского (белорусского) щебня.
"Сейчас очень высокие тарифы. Мы сокращаем отгрузку. Переносим исполнение части заказов на более поздний срок. Пока ситуация терпит, но в январе она станет критичной. Надеемся, что в начале года тарифы снизятся. А пока, в декабре, погрузка щебня на железной дороге продолжит падать", — полагают в Basalt AG.

Без надежды на рост

Местные производители щебня отмечают, что для строителей Северо–Западного региона украинский щебень не играл и не играет существенной роли, но если бы его не было, то местные карьеры могли бы отправлять большие объемы в столичный регион. Потеря столичного рынка сбыта осложняется еще и завершением крупных инфраструктурных строек и замедлением темпов оставшихся.
В Петербурге спрос на щебень в этом году тоже резко упал, так как завершились основные работы сразу на трех стройках, которые были главными потребителями щебня и бетона: это ЗСД (на него работали как минимум три бетонных завода), стадион "Зенит–арена" и котлованная стадия "Лахта центра". Дорожных работ сейчас очень мало. Плюс сезон дорожно–строительных работ завершился. Поэтому рассчитывать на рост рынка в ближайшее время не приходится, будет происходить только дальнейшее снижение спроса, полагает Виталий Прокуроров.
Проблемы карьеров Ленинградской области обострились из–за снижения спроса на щебень со стороны строящейся трассы М–11 "Москва — Петербург". "Там сейчас не все гладко с финансированием, поэтому возникли перебои с закупкой щебня. На М–11 поставляют материалы в основном областные карьеры", — поясняет Андрей Мукосеев, генеральный директор компании "Пилигрим".
Ситуация на рынке производства щебня непростая. В Северо–Западном регионе остановились уже шесть карьеров. Помимо общего падения спроса на стройматериалы, связанного с кризисным сокращением объемов строительства, мы видим еще и рост поставок щебня из Белоруссии. Москва насыщена щебнем, поступающим из этой страны. Не знаю, это щебень собственно белорусского производства или они его везут c Украины. Но проблема в том, что эта продукция существенно дешевле, чем российская. Поэтому многие потребители переключились на импортный щебень.
Ольга Анденко
генеральный директор и совладелица карьера Медвежья Гора
В Петербурге и Ленобласти объемы поставок щебня по железной дороге снизились на 33% в ноябре по сравнению с октябрем и на 3% в октябре по сравнению с сентябрем. Однако при этом следует отметить существенный, в разы, рост в этом году объемов поставок водным транспортом. В наш регион щебень с Украины не поставляется. К нам идет продукция из Ленобласти и Карелии. Украинский щебень не играл и не играет в нашем регионе существенной роли. Но если бы он не импортировался в Россию, то из Ленобласти в другие регионы страны направлялось бы больше щебня, чем сейчас.
Александр Дубодел
генеральный директор ООО "АИР"