Заказы компании "Балтстрой" за время ареста ее владельца Дмитрия Михальченко сократились в 10 раз

Автор фото: Коньков Сергей

Пока миллиардер Дмитрий Михальченко сидит в следственном изоляторе, одна из головных компаний холдинга "Форум" — "Балтстрой" — в 10 раз сократила объем контрактов.

В то время как петербургский миллиардер, глава и совладелец ХК "Форум" Дмитрий Михальченко (занимает 60–е место в "Рейтинге миллиардеров — 2016") уже почти год находится в СИЗО по обвинению в контрабанде алкоголя, на грани краха оказалась реставрационная компания АО "Балтстрой" — одна из крупнейших в холдинге "Форум". Объем ее контрактов сократился в 10 раз, а индекс платежной дисциплины (показатель, характеризующий аккуратность денежных отчислений в адрес кредиторов) изменился с низкорискового до среднерискового.

Взлет и падение

С 2012 года дела у "Балтстроя" шли блестяще — портфель контрактов компании достиг 64,5 млрд рублей. Крупнейшими заказчиками стали Министерство культуры РФ и подконтрольное ему ФГКУ "Центрреставрация", а также принадлежащее ФСО России ФГУП "Атэкс" (строит многоквартирные жилые дома) и Росморречфлот (строительство инфраструктуры контейнерного терминала Бронка). На долю этих структур приходится 65% (42 млрд рублей) совокупного портфеля заказов "Балтстроя". В 2015 году обанкротилась ГК "Интарсия", к "Балтстрою" перешли несколько ее объектов, и положение компании Дмитрия Михальченко еще больше укрепилось. Но после того, как у него возникли проблемы с правоохранительными органами, объем контрактов компании упал по сравнению с не самым удачным 2015 годом почти в 10 раз и теперь не дотягивает даже до 1 млрд рублей.
Самый крупный контракт в этом году "Балтстрой" получил от ФГУП "Атэкс". В январе 2016 года оно получило подряд на проектно–изыскательские работы по благоустройству Садового кольца за 366 млрд рублей. А в конце февраля "Атэкс" заключил контракт с "Балтстроем" на разработку проектно–сметной документации. Согласно СПАРК, директор ФГУП "Атэкс" Андрей Каминов в 2008 году возглавлял входящее в холдинг Михальченко ООО "Феникс" (застройщик порта Бронка).
"Балтстрой" пытается поправить финансовые дела, взыскивая через суд долги с контрагентов. За 2016 год компания подала исков на сумму 709 млн рублей. Однако вряд ли это поможет "Балстрою", если он не получит новые крупные госконтракты. Но надежд на это не много.
Рынок госзаказа сокращается, конкуренция между его участниками растет. А репутация компании "Балтстрой" подорвана не только арестом Михальченко, но и участием ее топ–менеджеров в коррупционном скандале.
Напомним, что в марте 2016 года были арестованы гендиректор "Балтстроя" Дмитрий Сергеев и управляющий этой компанией Александр Коченов, а также заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов. По версии следствия, они причастны к хищению бюджетных средств, выделенных на реставрацию объектов культурного наследия. Их подозревают в хищении 186 млн рублей, перечисленных на реставрацию Изборской крепости под Псковом.

Операция "Спасение"

Летом несколько источников на строительном рынке сообщили "ДП", что принадлежащее Минобороны РФ АО "Главное управление обустройства войск" (ГУОВ) подумывает о покупке "Балтстроя". ГУОВ заинтересовано в спасении компании, которая ведет один из подрядов Минобороны на 3,6 млрд рублей, поясняли источники.
Другие участники рынка сомневаются, что Минобороны спасет "Балтстрой". "Зачем государству выкупать хозяйство с уголовным шлейфом? Ценности компания не представляет, разбираться с ее проблемами неинтересно. Проще дождаться, пока она сама умрет, и забрать ее имущество за долги", — считает информированный источник.
В пресс–службе "Форума" отказались комментировать вопросы "ДП", посоветовав обратиться в "Балтстрой".
Партнер Дмитрия Михальченко по ХК "Форум" — отставной генерал–майор ФСБ Николай Негодов заявил, что никакого отношения к "Балтстрою" не имеет.
Как показывает практика, госструктуры спасают частные компании только в том случае, если это действительно выгодно. В противном случае обещания так и остаются словами. Например, в 2015 году чиновники Смольного уверяли, что не оставят в беде "Мостоотряд 19" и "Мостострой 6" — в прошлом крупнейших игроков дорожно–строительного рынка. Однако обещание так и не сдержали.

Дисциплина падает

Пережитые неудачи уже отразились на платежной дисциплине "Балтстроя": в этом году, согласно данным системы "СПАРК", индекс платежной дисциплины упал с высокого до среднего.
Это может означать, что "Балтстрой" стал задерживать перечисление денег своим контрагентам.
Кстати, и другие компании, входящие в "Форум", также стали пересматривать свои финансовые планы. В их числе, например, ООО "Измерон–Недвижимость".
Гендиректор завода "Измерон" Павел Альтов заявил, что предприятие заморозило планы по строительству нового завода. Но попросил не связывать это с арестом Дмитрия Михальченко и топ–менеджеров "Балтстроя".
Главным и самым прибыльным активом холдинга Михальченко и Негодова является грузовой терминал в Бронке. Застройщик порта ООО "Феникс" не раскрывает отчетность, характеризующую платежную дисциплину компании, поэтому нельзя судить о том, как компания гасит кредиты.
Однако известно, что терминал Бронка заложен по кредитам Сбербанка — объектами залога выступают оборудование, а также паи, принадлежащие Михальченко и Негодову. Некоторые участники рынка поговаривают, что на Бронку уже ищут покупателей. Но Николай Негодов заявил, что продавать Бронку не собирается.

Угрозы со стороны

Как ранее писал "ДП", партнеры могут лишиться права управлять пятью петербургскими ж.–д. вокзалами. Срок действия договоров аренды торговых площадей, заключенных 10 лет назад, истек. "Российские железные дороги" (РЖД), правда, продлили договоры.
Но, как говорит источник, близкий к руководству РЖД, готовится новый конкурс.
Аффилированные с Михальченко и Негодовым компании контролируют 17,5 тыс. м2 торговых площадей на Московском, Финляндском, Витебском, Балтийском, Ладожском вокзалах. Рентный доход превышает 1 млрд рублей, из которых РЖД получают около 20%. Кстати, петербургские власти уже отобрали у ЗАО "Торговый комплекс Московского вокзала" (принадлежит Михальченко) парковку возле Московского вокзала. Договор аренды истек еще в 2010 году. Теперь доход от нее получает СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт–Петербурга".
Тем временем срок пребывания Михальченко под арестом продлен до 29 декабря, и не исключена вероятность, что Новый год миллиардер встретит в СИЗО.
Один из источников "ДП" предполагает, что миллиардер не идет на сделку со следствием, что усугубляет его положение. Поначалу его обвинили только в контрабанде алкоголя, теперь может возникнуть угроза переквалификации обвинения по более суровой статье — организация преступной группы.
Если бизнес создается благодаря связям с влиятельными персонами в госструктурах, а не исходя из экономической целесообразности, то, когда эти связи рвутся, выясняется, что бизнес нежизнеспособен. Непрозрачные связи с чиновниками, силовыми структурами — главный актив. Такой бизнес никто не купит. Например, порт Бронка вряд ли представляет сегодня интерес для кого–то из действующих участников этого рынка. Бронку корректно сравнивать с Усть–Лугой. В сравнении с ней у Бронки нет существенных конкурентных преимуществ, в частности, он не может принимать крупнотоннажные океанские суда, а Усть–Луга может, что в перспективе, когда закончится кризис, будет очень востребовано.
Руслан Кисс
генеральный директор компании "Русский логистический провайдер"
Большинство частных компаний существуют исключительно благодаря навыкам, связям и опыту своих владельцев. У этих компаний нет жизнеспособной модели бизнеса, отделимой от личности бизнесмена, нет людей, готовых принять бремя лидерства в компании. Кроме того, уголовное дело всегда приводит к репутационному кризису: если партнеры и клиенты узнают о криминальном преследовании, особенно по экономическим статьям, стараются прекратить сотрудничество. Даже временное задержание с последующим полным оправданием может оказаться для бизнеса фатальным.
Алексей Панин
директор московского офиса Urus Advisory