Смольный окончательно определился со съездом с центрального участка ЗСД

Автор фото: Антон Ваганов
Завершается строительство Центрального участка ЗСД. Площадка "Васильевский остров - Север".

Автомобилисты смогут протестировать центральный участок Западного скоростного диаметра только после 3 декабря. Накануне чиновники Смольного определились с тем, куда же все-таки пойдет съезд с него: не только в "карман" улицы Кораблестроителей, но и налево в сторону Наличной улицы.

Накануне открытия центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД) появилось две основных новости. Первая - для автомобилистов он откроется все-таки не 2 декабря, а, скорее, 4 декабря. Оказалось, что чиновники запутались в формулировках. Заявленное на 2 декабря "открытие" подразумевало лишь приезд Владимира Путина, на который допустят только самых избранных.  
Вторая - съезд с центрального участка на Васильевский остров все-таки поведет автомобилистов не только в "карман" улицы Кораблестроителей, но и в сторону Наличной улицы. Ранее дорожники расставили знаки по направлению к улице Кораблестроителей, чем вызвали бурную реакцию местных жителей: их не очень радовало, что мимо их домов по небольшим переулкам и "карману" поедет такой внушительный поток машин.

Почему 2 декабря нельзя открыть ЗСД 

Многочисленные собеседники "ДП" красочно описывают, как ведется подготовка к открытию центрального участка. "Приезд президента - целая операция. Сооружают какие-то конструкции для безопасности. Потом их еще придется разбирать сутки", - говорит один из дорожников.
Как выяснилось, движение по центральному участку откроется лишь 3 или 4 декабря. Строители ранее использовали для названия даты открытия хитрую формулировку "на 48 неделе года". Это как раз текущая неделя.
При этом официальная церемония открытия пройдет 2 декабря. Напомним, открывать будут 11-километровый участок от Обводного канала до Приморского проспекта. Общая стоимость строительства этого участка составила 120 млрд рублей, из которых 51 млрд рублей выделили из бюджета. Трассой управляет "Магистраль Северной столицы" (МСС), генеральный подрядчик - турецко-итальянская компания ICA.

Куда поедут машины с ЗСД

Основной поток автомобилей при съезде с центрального участка ЗСД направится налево в сторону Наличной улицы. При съезде автомобилисты будут упираться в светофор, который поставили в створе Адмиральского проезда. Он будет регулировать поворот налево, который далее выводит автомобилистов на Наличную улицу. Сам Адмиральский проезд при этом будет закрыт "кирпичом", но его можно будет использовать для разворота.  
Кроме того, автомобилисты смогут повернуть с ЗСД направо и поехать в "карман" улицы Кораблестроителей. Именно этот вариант съезда неделю назад вызвал возмущение жителей зданий, расположенных рядом со съездом. Они опасались, что только туда машины и поедут.  
Как "ДП" рассказывали источники в транспортной отрасли, такой вариант со съездом только в "карман", действительно, рассматривался. Решение о съеме движения принимали так долго, потому что комитет по транспорту выступал против поворота автомобилей налево в сторону Наличной ул. Там находится кольцо трамваев и автобусов, и чиновники опасались, что поток машин с ЗСД помешает движению общественного транспорта. Но комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) удалось все-таки уговорить коллег и ввести поворот на Наличную ул.

Будущие съезды с центрального участка

Съезды с центрального участка ЗСД заработают в полную силу лишь через несколько лет. В перспективе с него можно будет съехать на Шуваловский проспект, Новое шоссе и Шкиперский проток.
Участок, с которым ЗСД открывается сейчас, официально его называют "съездом на набережную Макарова". Такое название используется, потому что к ЧМ-2018 по футболу набережная и мост через остров Серный строятся, и съезд, действительно, направят на них.  
Сейчас же фактически съезд с центрального участка выходит на Морскую набережную. Ранее теоретически рассматривался вариант направить машины и прямо на Адмиральский проезд, но Смольный практически сразу отмел эту идею: улочка узкая и к тому же проходит между детским домом и школой, так что направлять поток машин по ней было бы опасно.
Как недавно заявил министр транспорта Максим Соколов, уже сейчас по действующим северному за 36 млрд рублей и южному участкам за 47 млрд рублей проезжает около 150 тыс. машин в сутки. За счет использования всей длины ЗСД эта цифра удвоится.

Что такое ЗСД

ЗСД строился с 2005 года. Оператор ЗСД ООО "Магистраль северной столицы" c лета 2011 года принадлежит кипрскому офшору "Исмер лимитед" (Ysmer Limited). При первичной регистрации весной того же года компания принадлежала Александру Романову, исполнительному директору "ВТБ Капитала" и на тот момент гендиректору МСС. Банк — один из членов консорциума инвесторов, в который также входят Газпромбанк, итальянская Astaldi, турецкие Ictas Insaat и Mega Yapi, кипрская GPB. Затем, в 2012 году, пост гендиректора МСС занял Алексей Бнатов.
Выручка МСС, по данным СПАРК, в 2013 году составила 7,4 млрд рублей, в 2014 году — 33,7 млрд рублей, в 2015 году — 28,9 млрд рублей, а чистая прибыль в те же годы — соответственно минус 65 млн рублей, 320 млн рублей и 446 млн рублей. Активы компании, по ее бухотчетности в СПАРК, по итогам 2015 года составляли 84,3 млрд рублей против 62,4 млрд рублей годом ранее.
Интересы городского правительства в стройке представляет АО "ЗСД", принадлежащее городу через комитет имущественных отношений и выступавшее заказчиком северного и южного участков. Активы компании, по ее отчету за II квартал 206 года, составляют почти 150 млрд рублей. Компанию возглавляет Игорь Лукьянов, на плечи которого вице-губернатор Игорь Албин полгода назад возложил разработку проекта нового государственно-частного партнерства — еще одной платной трассы в створе Фаянсовой и Зольной улиц.
Концессионное соглашение предполагает, что в течение первых 4 лет работы ЗСД, до 2019 года, Смольный будет компенсировать убытки МСС, если таковые будут. Договор предполагает, что в год трасса будет зарабатывать не менее 9,6 млрд рублей. Разницу между этой суммой и реальной Смольный и должен компенсировать в течение первых 4 лет. В 2016 году в бюджете города на компенсацию заложено 4,1 млрд рублей, в 2017-м — 4,6 млрд рублей. Однако, если недостаток прибыли окажется больше, чем уже заложенные в бюджет суммы, городу тоже придется его выплатить.
В 2020 году ЗСД должен выйти на самоокупаемость. По договору с этого момента концессионер начнет выплачивать в бюджет Петербурга 90% денег, собранных свыше 9,6 млрд рублей, а себе оставлять, соответственно, 10%. Таким образом МСС будет управлять работой ЗСД до 2042 года. За этот период трасса должна принести в бюджет до 380 млрд рублей, то есть в разы больше, чем в нее вложили.
Проезд по ЗСД, длина которого составляет более 45 км (или около 70 км, если считать и развязки со съездами), займет менее 20 минут от начала до конца. За это время автомобилист пересечет весь город.

КОММЕНТАРИИ

Райт Реммель, генеральный директор ЗАО "Евролайнс" (российское представительство автобусного перевозчика Lux Express Group)
Открытие центрального участка ЗСД заметно упростит путь от и до Центрального автобусного вокзала нашим автобусам, которые следуют по маршруту Петербург-Хельсинки. Сейчас им приходится преодолевать загруженные магистрали в историческом центре города - это набережная Фонтанки, улица Марата, Литейный и Ломоносовский проспекты.
Мы рассчитываем, что новый участок магистрали позволит автобусам сократить время в пути на 20-30 минут, а водители для движения в Хельсинки и обратно смогут теперь пользоваться развязкой ЗСД с набережной Обводного канала.
Василий Курсин, генеральный директор ООО "Цезарь Сателлит Северо-Запад"
Васильевский остров уже сейчас является лидером по количеству угонов автомобилей среди центральных районов города. На него по итогам 2015 года приходилось чуть меньше половины всех похищений машин, совершаемых в центре Петербурге. Открытие центрального участка ЗСД может повлиять на рост количества угонов в районе, так как теперь по магистрали можно будет оперативно перегнать автомобиль на окраину города или в соседние районы Ленобласти.
В этом году Смольный установил предельную планку, исходя из которой цена за проезд по всему ЗСД не превысит 600 рублей. Но очевидно, что на практике стоимость и так будет ниже примерно в 2 раза, дабы быть доступной для автомобилистов.
Иван Плотников, генеральный директор компании RUTOLL
Строительство ЗСД дало серьезный толчок развитию транспортной инфраструктуры в Петербурге. Открытие участков трассы привело к появлению десятка проектов строительства и реконструкции дорог, например, продления набережной Макарова и проектирования нового съезда с ЗСД на Васильевский остров, двух новых съездов в Приморском районе.
Помимо толчка к ремонту и развитию прилегающей к ЗСД улично-дорожной сети, трасса выполнила еще одну важную миссию - изменила отношение автомобилистов к платным дорогам, а инвесторов - к проектам ГЧП в дорожно-транспортной сфере. Во многом благодаря ЗСД сейчас активно обсуждается проект "Восточная хорда", который представляет из себя вторую платную трассу с мостом в створе улиц Фаянсовая и Зольная. Проекты платных трасс могут быть востребованы и в новых развивающихся районах, таких как Мурино, Шушары, Кудрово и т.д.
Ну и, конечно, строительство дополнительных трасс и путепроводов позволит разгрузить существующую сеть бесплатных дорог, что повысит привлекательность застраиваемых территорий. Я считаю, что такие проекты имеют право на существование, так как развитие городских и муниципальных дорог хронически отстает от темпов развития города и близлежащих районов Ленобласти.