Достиг дна. Чем объяснить задержание Алексея Улюкаева

08.08.2016 Азербайджан, Баку. Президент, председатель правления ОАО "НК "Роснефть" Игорь Сечин и министр экономического развития России Алексей Улюкаев во время рабочей поездки президента России Владиира Путина в Баку.

 

Министр экономического развития Алексей Улюкаев задержан с поличным по подозрению в вымогательстве взятки у руководителей «Роснефти». Сумма взятки, по данным Следственного комитета, должна была составить $2 млн, а министр не только вымогал деньги у госкомпании (за разрешение купить пакет акций «Башнефти»), но и угрожал кому-то неназванному из ее руководства.
Возбуждено уголовное дело о получении взятки в особо крупном размере. Улюкаев находится на допросе в СК. Следователи намерены ходатайствовать о его аресте.
Новость произвела эффект разорвавшейся бомбы в медиа- и политическом пространстве, но пока не оказывает заметного влияния ни на российские рынки, ни на курс рубля. Возможно, потому, что пока не ясно, как реагировать. Тем более что обвинение выглядит довольно странно и, возможно, за Улюкаевым «пришли» совсем по другой причине.
Первое в новейшей истории страны задержание действующего министра мотивируется вымогательством взятки. Указывается, что Улюкаев взят с поличным. Но одновременно с этим следователи говорят, что сама сделка по покупке «Роснефтью» акций «Башнефти» не вызывает у них вопросов. Из этого нужно сделать вывод, что в сделке нет ничего незаконного.
А если в ней нет ничего незаконного, то кому и зачем платить $2 млн за ее одобрение? Единственная логичная версия — взятку вымогали за прекращение препятствования законной сделке. Но «Роснефть» возглавляет Игорь Сечин, чья влиятельность в российской политике многократно превышает влиятельность министра экономики. Нужна определенная живость воображения, чтобы представить себе кого бы то ни было, вымогающего взятку у Сечина, да еще и с угрозами.
Сделка по покупке «Роснефтью» акций «Башнефти» вызывала много вопросов, в ее целесообразности не был уверен целый ряд экспертов и чиновников, включая и Улюкаева. Что это за приватизация такая, если одна госкомпания покупает акции другой, да еще и без торгов? Однако потом Улюкаев изменил свое мнение, согласившись с тем, что покупка может стать временной мерой. (Акции самой «Роснефти», как известно, тоже собираются продавать.)
Вероятно, на этом и будет строиться обвинение. Улюкаев-де изменил позицию в надежде получить взятку, но руководители «Роснефти» не стали ему ничего «заносить», а позвонили куда следует.
Следующий интересный момент этой истории: следователи рассказали, что разработку Улюкаева начали год назад, что телефонные разговоры министра прослушивались, а президент России об этом знал. Это само по себе многое объясняет в российской политике. Как тут будешь доверять людям, если твои лучшие экономические умы подозреваются в подобном?
Официальная версия о вымогательстве денег у Игоря Сечина выглядит не слишком правдоподобной. Куда проще представить, что те или иные действия министра являлись препятствиями для очень крупных силовиков с бизнес-интересами или же для очень крупных бизнесменов с силовыми возможностями (тем более что это иногда одни и те же люди). И они использовали тот ресурс для борьбы с ним, который у них есть.
Но широкая общественность не в курсе таких деталей. Им достаточно будет рассказать, что министр-либерал оказался взяточником. А поверят ли в представленную версию бизнесмены или эксперты — это их проблемы. Почти очевидно, что Алексей Улюкаев потеряет свою должность и ее займет кто-то другой. Возможно, более лояльный.
Упоминание «либералов» не случайно. Задержание Улюкаева, да еще в день выступления Дмитрия Медведева в Госдуме, наносит сильный удар по так называемому «либеральному крылу» правительства. Позиции так называемых «государственников» резко усиливаются. Таков политический подтекст задержания. Государственникам в последнее время вообще везет. Выборы в Америке выиграл Дональд Трамп, и такая компетенция министров-либералов, как способность вести переговоры с людьми с идеологией Обамы или Хиллари Клинтон, резко упала в цене.
Другой очевидный вывод тоже носит политический характер, но в другом смысле. Либо министр экономики берет взятки за разрешение сделок, которые считает ненужными для экономики, либо «силовые бизнесмены» способны решать проблемы уже и на уровне кабинета министров, либо справедливо и то и другое. Так сразу и не скажешь, которая из версий хуже для экономики.
Впрочем, в тюрьме нынешнего министра мы вряд ли увидим. К примеру, заместитель министра финансов Сергей Сторчак, задержанный по схожему подозрению, которое точно так же подвергалось сомнениям, был выпущен из СИЗО, а дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Цель ведь не в том, чтобы посадить, а в том, чтобы «решить вопрос».
«История — всегда история болезней и их закономерного финала. Танцует мотылек над бездной, ему все мало». Это написал Алексей Улюкаев, который не только возглавлял Министерство экономического развития, но и писал стихи. В зависимости от политической позиции в персонаже этого стихотворения можно увидеть либо самого министра, либо какого-то большого силовика, которому «все мало» и чей «закономерный финал» еще впереди.
Как сказано в другом стихотворении того же автора, «до бога далеко, начальство близко».