Что Дональд Трамп посоветует претенденту на звание чемпиона мира по шахматам Сергею Карякину

 Обозреватель Владислав Бачуров на этот раз написал не про футбол, а про шахматы. При этом советы участникам поединка за шахматную корону, который стартует 11 ноября в Нью-Йорке, дает 45-й президент США.

Как–то в британской газете я увидел карикатуру "Во время шахматного матча прошли стычки фанатов. Фанаты Каспарова и Карпова бьют друг друга шахматными досками". Понятна пародия, которую английские журналисты сделали на футбольных хулиганов. Вот только не знают они ни про "Шахматную лихорадку", ни про противостояния, которые делили мир пополам: ты за вальяжного ловеласа Капабланку или угрюмого одинокого Алехина? За опытного Ботвинника или за молодого Таля? За безумного Фишера или расслабленного Спасского? За советского Карпова или антисоветского Корчного? За дитя перестройки Каспарова или символа застоя Карпова?
В Нью–Йорке 11 ноября открывается матч за звание чемпиона мира по шахматам, но о нем мало кто слышал. Потому что это не великое противостояние двух Ка — Карпова и Каспарова, а всего лишь матч двух других Ка — Карлсена и Карякина. Кому интересен поединок двух ботаников, когда только что весь мир с увлечением следил за схваткой Хиллари Клинтон и Дональда Трампа! По опросу социологов, даже 91% россиян интересовались предвыборной кампанией в США. Активные избирательные кампании, острые теледебаты и даже война компроматов способствуют зрелищности шоу. А кому интересно, как два очкарика двигают деревянные фигурки по клетчатой доске? Ведь смысла их ходов миллионы не понимают, да что там миллионы, только тысяча человек во всем мире оценит перевод коня на h4 в нарушение правила перворазрядника "конь на краю доски — позор для шахматиста", но в полном соответствии с присказкой всех дураков: лошадью ходи.
А вот шахматная партия Трамп — Клинтон в прямом эфире привлекла бы внимание телезрителей — не столько оригинальными дебютными идеями, сколько зрелищем двух наморщивших лоб главных звезд прошедшей недели, интересом к результату (многие считают, что выигравший в шахматы умнее), наблюдением за реакцией победителя и проигравшего.
В отличие от боксеров, которые нарочито задирают друг друга на презентации и взвешивании, шахматисты в своем поведении и своих интервью все ближе к компьютерным программам, с которыми они общаются гораздо чаще, чем с людьми. Безликие фразы, отсутствие эмоций, скромность, любезность, корректность — шахматные молчалины блаженствуют на свете, как с сожалением сказал бы не Суворов.
Ну чем нас может удивить, привлечь, расшевелить матч Карлсен — Карякин? В 2011 году в интервью Владимиру Барскому, автору книги "Корчной против шахматных внуков", Виктор Корчной вдруг предсказал сегодняшнюю ситуацию: "Сергей Карякин и Магнус Карлсен недавно разделили первое место на турнире в Румынии, и на обложке шахматного журнала напечатали снимок: счастливый Карякин и улыбающийся сквозь зубы Карлсен. Я бы хотел сказать Карякину: конечно, это очень приятно — сфотографироваться с первым шахматистом мира. Но не нужно забывать, что вы, Карякин, хотите стать чемпионом мира… То есть Магнус Карлсен — он против вас! Против вас лично как претендента на мировое первенство. Вы не забывайте этого, Карякин, когда фотографируетесь с ним! Это все, что я хотел сказать.
— Вы знакомы с Сергеем Карякиным?
— Нет, не знаком. Но я вижу, что он нормальный человек".
Ох, нормальный человек — это значит не боец. И хотя 5 лет назад Карякин мог только мечтать о матче за звание чемпиона, великий Корчной видел далеко. И все понимал еще тогда. Нормальный человек никому не интересен. Нормальный человек не может победить. Вундеркинд малыш Карлсен уже давно не малыш, и его гораздо больше любили в детском возрасте — маленького очкарика с большим угрюмым лбом, бьющего взрослых дядек. Но, чтобы его победить (или ладно — просто внести в матч интригу), нужно быть другим. Не надо быть вторым Карлсеном.
Можно быть медведем. Необразованный, грубый, невежественный обычно плохо заканчивает — или в сумасшедшем доме (Стейниц), или одинокий и всеми отторгнутый (Фишер, Алехин). Но у Лужина есть шансы.
Или обаятельный шалопай, богема, ловелас, меломан, театрал, выпивоха, светский плейбой, порхающий по жизни, ему все легко дается, он сибарит, коммуникабелен, остроумен — журналисты в восторге от его быстрых и находчивых ответов (Михаила Таля как–то спросили: "А правда, что вы морфинист?" — "Нет, что вы, я чигоринец!" — моментально ответил гроссмейстер). Я понимаю, что анекдоты никогда не объясняют, но на всякий случай напомню, что предшественником сторонника яркой атакующей игры Михаила Чигорина был американский шахматист Пол Морфи. Новый шахматный Моцарт, конечно же, привлечет и спонсоров, и болельщиков.
Или злодей. Враг человечества или какой–то ее части, один против всех, непримиримый боец, неуступчивый игрок, спорит с журналистами, издевается над ними. Таким был Корчной.
А если скрестить эти три типа? Да это же вылитый Дональд Трамп!
Что же он посоветует Сергею Карякину?
Совет первый: "Мы живем в мире зла и жестокости. Мы только кажемся себе цивилизованными. На самом же деле этот мир жесток, а люди безжалостны. Они могут улыбаться вам, но за всеми улыбками прячется желание вас прикончить. И вы должны уметь защищаться".
Совет второй: "Когда кто–то намеренно вредит вам, мой совет: рассчитайтесь сполна! Это не самый типичный совет, но это совет из реальной жизни. Если вы не сведете счеты, то вы — придурок! Если кто–то причинил вам вред, вцепитесь негодяю в горло. Во–первых, это приятное чувство. Во–вторых, это видят другие".
И, наконец, совет третий: "Очень важный момент: если вы хотите преуспеть, то сдаваться нельзя никогда — ни при каких обстоятельствах. Повторяю: никогда — ни при каких обстоятельствах. Если вы любите то, что делаете, вы не сдадитесь, потому что любите свое дело".