Подрядчики "мрут как мухи". За 2 кризисных года Петербург лишился около 500 строительных компаний

За время кризиса рынок Петербурга покинули 500 строительных компаний. В основном это небольшие фирмы. Их места занимает крупный бизнес. Рынок концентрируется.

Строительный рынок переживает процессы, сходные с теми, что уже прошли в банковском секторе, — период тотальной чистки и концентрации капитала. За 2 кризисных года рынок России покинули почти 7 тыс. строительных организаций. Более 500 из них — с регистрацией в Петербурге. Уходят в основном небольшие фирмы. Но две трети из них нельзя отнести к компаниям–однодневкам — они были на рынке более 7 лет и просто не выдержали экономических потрясений, а также последних изменений в отраслевом законодательстве.
После вступления в силу с нового года поправок в ФЗ–214, которые значительно ужесточат требования к строительным организациям, по прогнозу, на плаву останутся несколько десятков крупных компаний. Они будут определять правила игры на рынке и цены на жилье.

Нет работы — нет денег

Строительный рынок стремительно сокращается. По подсчетам экспертов Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), за три квартала 2016 года объем выполненных на строительном рынке России работ снизился на 4,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил 3,99 трлн рублей. А за 2 кризисных года рынок сузился на 9,3%.
Сокращение объема заказов негативно отражается на финансовом состоянии участников рынка. Объем просроченной задолженности в отрасли с начала года вырос на 10%, до 394 млрд рублей. А число банкротств среди российских строительных организаций за 2 года превысило 7 тыс. Причем в первом полугодии этого года обанкротились 1,6 тыс. строительных фирм, что практически в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (см. схему).
Петербург и Ленобласть на общероссийском фоне выглядят несколько стабильнее. По данным РАСК, объем выполненных строительных работ в Петербурге с начала года вырос на 6,1% (до 289 млрд рублей), а в Ленобласти — до 8% (62 млрд рублей). Но волны банкротств докатились и до нашего региона. До 2014 года в Петербурге и Ленобласти работали около 12 тыс. строительных организаций. За последние 2 года их число сократилось более чем на 500. В первом полугодии 2016 года в Петербурге и Ленобласти, по данным РАСК, было зарегистрировано на 37% больше банкротов среди строительных организаций, чем за аналогичный период прошлого года. Причем 66% банкротов работали на рынке менее 7 лет, то есть не были случайными игроками. Среди них есть довольно крупные игроки. Но львиная доля банкротств приходится на субъектов малого и среднего бизнеса.
"По нашим данным, 93% всех банкротов — это малые предприятия с выручкой менее 800 млн рублей", — говорят эксперты РАСК.

"Дохнут как мухи"

Застройщики Петербурга тренд на очистку рынка от небольших фирм подтверждают.
"Подрядчики дохнут как мухи. И хотя мы всех контрагентов до заключения контрактов проверяем, все равно возникают плохие долги", — говорит совладелец генподрядной компании STEP Дмитрий Кунис.
"Многие компании гибнут — это факт. Выбрать из оставшихся надежного партнера — большая наука. Хотя по большому счету и выбирать не из кого — на каждый вид работ в городе осталось четыре–пять фирм", — добавляет управляющий партнер УК "Теорема" Игорь Водопьянов. По словам Екатерины Запорожченко из Docklands Development, небольшие фирмы не выдерживают конкуренции и безденежья. "Они массово продают свои проекты. Большие фирмы их скупают. Получается, что малый бизнес уходит, а крупный становится еще крупнее", — говорит она.
"История с обрубленной ипотекой тоже оказалась на руку крупному бизнесу. В 2014 году ее отключили всем строителям одновременно, а вернули крупному бизнесу на полгода раньше, чем всем остальным. Причем под более низкий процент. Учитывая, что с ипотекой сейчас продается около 70% жилья, эта фора для сильных строителей добила их небольших конкурентов", — считает исполнительный директор ГК "С. Э. Р." Павел Бережной.
"Стабильность не зависит напрямую от размера бизнеса. Зачастую малым компаниям проще мобилизоваться", — возражает коллегам гендиректор холдинга AAG Александр Завьялов. По его словам, в группе риска оказываются прежде всего слабые компании, которые не имеют серьезных партнеров и заказов. "Они пытаются поправить свое положение через демпинг. А это очень рискованно", — отмечает он.
Проблемы также находят те компании, которые на растущем рынке покупают участки, забыв, что рост не будет вечным. "Все сделки должны быть тщательно рассчитаны. А приобретаемые активы — ликвидны. Тогда любой кризис — это всего лишь испытание, но не приговор", — добавляет руководитель компании "Л1" Павел Андреев.

Катимся к олигополии

Строительный рынок очищается и укрупняется по тому же сценарию, что и банковский сектор некоторое время назад. Эксперты считают, что в итоге в игре останутся несколько десятков строительных компаний, которые будут вершить рыночную политику и формировать цены.
"Если ситуация не изменится к лучшему, скорее всего, рынок будет поделен между несколькими крупными девелоперами", — полагает управляющий партнер Glorax Development Дмитрий Коновалов. "Тихо скатываемся к олигополии. А после вступления в силу в 2017 году поправок в ФЗ–214, которые еще сильнее ужесточат требования к строителям в плане размера уставного капитала, страхования и ответственности руководства компаний, исход застройщиков с рынка только усилится. В итоге сегмент сократится, и через пару лет жилье подорожает на 30–40%", — прогнозирует Дмитрий Астафьев из "ЛенСпецСтроя".
Пока, по словам исполнительного директора СК "Ойкумена" Романа Мирошникова, рост цен на жилье ограничивает не только конкуренция застройщиков, но и материальные возможности покупателей. "Нельзя до бесконечности повышать стоимость жилья — его у тебя просто никто не купит", — рассуждает он. "Тенденция по усилению крупных компаний будет нарастать. Но и мелкие застройщики не исчезнут. Они будут заниматься небольшими точечными проектами", — надеется Любава Пряникова из Colliers International.
"Больше всего рискуют небольшие компании, — согласна коммерческий директор "ЛСР. Недвижимость — Северо–Запад" Юлия Ружицкая. — Крупным легче выжить благодаря большему количеству проектов. О монополизации рынка сегодня говорить нельзя. На первичном рынке жилья по–прежнему работают десятки девелоперских компаний".

Чистка организма

"В очищении нет ничего страшного. Наоборот, хорошо, что слабые уходят. Зато остаются надежные", — рассуждает директор по развитию "Аквилон инвест" Виктор Коробов.
"В строительной сфере все еще много мошенников. Так что ужесточать правила игры нужно. Но важно не перегнуть палку. Если в результате закручивания гаек рухнет десяток крупных застройщиков, вроде "СУ–155", люди просто перестанут покупать строящееся жилье", — рассуждает один из крупных федеральных застройщиков.
"Можно сказать, что петербургские застройщики уже адаптировались и пережили кризисные моменты. Сейчас сложилась такая ситуация, когда застройщики не хотят ни спадов, ни резких взлетов, а стремятся к стабильной работе. Все понимают, что после взлетов больно падать", — заключил директор по развитию компании Bonava в России Александр Свинолобов.
В строительной сфере, так же как и в банковской, кризис сделал свое дело — он почистил ряды застройщиков. В основном это коснулось небольших фирм, но среди пострадавших есть и очень крупные строительные концерны. Это говорит о сильно выросших рисках и растущих затратах в данной сфере. Все экономические потрясения, которые происходят в стране, новые поправки в ФЗ–214 и изменения градостроительных норм ведут к монополизации рынка, на котором в итоге смогут вести свою деятельность только 10–15 девелоперов, да и те, что тесно связаны с властями или с банковским сектором.
Ирина Зеренкова
директор по маркетингу и продажам EKE
Если в 2008 году в Петербурге было 900 строительных компаний, которые выступали в роли заказчиков–застройщиков, то к 2014 году их число сократилось до 600. А за последние два кризисных года таких компаний осталось лишь 360. Идет процесс вымирания малого и среднего бизнеса. И санкции, на которые все кивают, тут ни при чем. Они нашей отрасли по барабану: строим из отечественных материалов, рабочие у нас "условно отечественные". Так что сокращение рынка — искусственно созданная ситуация. Цель — развалить отрасль, провести ее передел и перераспределить финансовый поток.
Дмитрий Астафьев
президент компании "ЛенСпецСтрой"
С нового года вступят в силу поправки в ФЗ–214, по которому работают строители. Они ужесточают требования к компаниям по уставному капиталу, по ответственности руководства, по страховым взносам. Думаю, 90% строек остановится, а после паузы 50% фирм с рынка уйдут. В строительном сегменте происходит то же самое, что несколько лет назад было в банковской сфере, а именно вычищение рынка. В столичном регионе, где сейчас работает около 700 девелоперских компаний, по моим прогнозам, в итоге останется 50 крупных фирм, которые делают 30% рынка. Остальные уйдут, а их "кусок пирога" распределят между собой оставшиеся.
Владимир Воронин
президент ФСК "Лидер"