"Трансаэро" утвердит план запуска новой авиакомпании на своей базе

Автор фото: Сергей Коньков

"Трансаэро" хочет запустить на своей базе новую авиакомпанию. Менеджмент представит соответствующий план совету директоров 4 ноября. Эксперты сомневаются, что банкротящийся перевозчик сможет возобновить полеты даже через перезапуск, но инвесторов новости радуют: акции выросли на 75%.

В ходе торгов на Московской бирже во вторник, 2 ноября, акции "Трансаэро" росли на 75%, достигнув значения 6,89 рубля за штуку. Объем торгов акциями компании превысил 150 млн рублей и достиг максимума с лета. По данным на 16:15, акции потеряли часть роста и находятся на уровне 5,9 рубля (+52%).
Резкий рост акций произошел на фоне опубликованной повестки дня совета директоров компании, который состоится в период с 4 по 11 ноября. В сообщении было указано, что руководство планирует обсудить в том числе предложение и программу по восстановлению основной деятельности компании, будет проведено заочное голосование.
В пресс-службе "Трансаэро" "ДП" пояснили, что под возобновлением деятельности имеется в виду создание на базе "Трансаэро" нового авиаперевозчика. О такой возможности летом уже заявлял гендиректор "Трансаэро" Александр Бурдин. "Менеджмент совместно с ведущими консультантами подготовил действенный и функциональный план запуска новой авиакомпании на базе ОАО "АК Трансаэро". Согласно регламенту деятельности, руководство компании должно представить выработанный план совету директоров для его согласования. Это будет сделано 4 ноября 2016 года. Однако, учитывая сложившуюся ситуацию, в любом случае окончательное решение по этому плану будут принимать кредиторы", — ответили в пресс-службе компании.
Ситуацию на данный момент без оптимизма прокомментировал глава профсоюза "Трансаэро" Дмитрий Савишин. "У нас есть эта информация (о возобновлении деятельности) еще с лета. Известно, что детали постепенно прорабатываются. Но конкретных действий я до сих пор не видел", — заявил он Rambler News Service.
Сейчас "Трансаэро" находится в стадии банкротства. В прошлом году после того, как провалились попытки продать компанию "Аэрофлоту", а затем владельцу S7 Владиславу Филеву, компанию надеялись спасти даже сами кредиторы: 12 банков, которым должна "Трансаэро", в прошлом году договорились не подавать иски о банкротстве авиакомпании и провести ее собственный аудит и начать финансовое оздоровление.
Однако в затянувшемся споре о том, нужно ли банкротить второго авиаперевозчика страны, выиграли крупные кредиторы, которые не вступили в коалицию. Первым заявление о банкротстве "Трансаэро" подал в октябре прошлого года Сбербанк, долг компании перед которым составляет около 6 млрд рублей без учета лизинга. Банку "ВТБ" компания должна 12,7 млрд рублей, Газпромбанку — 7,9 млрд рублей, а Альфа-Банку — 600 млн рублей. Одним из кредиторов компании является и петербургский банк "БФА". Общий долг компании оценивается в 260 млрд рублей, большая часть этой суммы — задолженность перед лизинговыми компаниями, а также перед аэропортами и топливно-заправочными компаниями. Крупнейшим лизингодателем "Трансаэро" является "ВЭБ-лизинг", предоставивший самолеты на 55 млрд рублей.
Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта компании 26 октября прошлого года. По закону сертификат эксплуатанта отзывается только 1 раз и не может быть восстановлен в перспективе. Впрочем, в начале сентября этого года министр транспорта Максим Соколов заявил, что "Трансаэро" возможно возродить через создание новой авиакомпании на базе части ее парка. Сколько самолетов осталось у компании, не уточнялось, однако известно, что значительную часть воздушного парка "Трансаэро" раскупили отечественные и зарубежные перевозчики, в том числе "Аэрофлот".
В плане создания новой компании должен быть также решен вопрос наличия персонала. По требованию Росавиации в марте компания провела массовое сокращение штата, который состоял из 12 тыс. человек, среди них насчитывалось 500 петербуржцев. В сентябре "Трансаэро" заявила, что долги перед работниками полностью погашены, однако в октябре Санкт-Петербургская транспортная прокуратура сообщила, что у авиакомпании сохраняются долги по соцвыплатам. Известно, что около 4,5 тыс. специалистов "Трансаэро" перешли на работу в "Аэрофлот", остальной персонал смог устроиться в авиакомпании "Северный ветер", "Уральские авиалинии", "Глобус", "Нордавиа" и др.
И самым главным препятствием перезапуска станет, конечно, долг перед кредиторами. Сбербанк, ВТБ и банк "БФА" в среду отказались комментировать ситуацию, Газпромбанк и Альфа-Банк на вопросы "ДП" о "Трансаэро" пока не ответили. Банк МФК, который в прошлом году возглавлял коалицию кредиторов против банкротства авиакомпании, заявил о разрешении ситуации с должником: "Акционеры банка МФК в конце августа оказали банку финансовую помощь в виде выкупа части проблемных кредитов. В этот пул кредитов вошла и задолженность "Трансаэро", в настоящее время такой задолженности благодаря помощи акционеров на балансе банка нет".
Аналитики называют сегодняшний рост акций "Трансаэро" спекулятивным, а возобновление полетов через перезапуск — маловероятным.
Бумаги "Трансаэро" низколиквидные,  для резкого роста их стоимости достаточно небольшой суммы. До банкротства акции компании торговались в диапазоне от 100 рублей за штуку, сейчас, даже с учетом сегодняшнего роста, цена за акцию едва превышает 6 рублей. "В росте цен акций нет ничего удивительного, за два года они потеряли 99% стоимости и теперь даже несколько сделок могут привести, как росту цены в два раза, так и к падению. За текущий год рост в акциях "Трансаэро" более, чем на 20% наблюдался уже более 5-6 раз, неизменно цена возвращалась обратно", — вспоминает финансовый аналитик ИК Доходъ Владимир Киселев. "Слухи о воскрешении компании появляются с некоторой периодичностью, примерно раз в 2 месяца. Аналогичный всплеск наблюдался в сентябре и июне, когда Александр Бурдин заявил о возможности создания новой авиакомпании на базе "Трансаэро". Они приводили к локальному проявлению интереса к бумагам "Трансаэро", но в дальнейшем информация не подтверждалась и падение акций продолжалось", — приводит пример старший аналитик "Альпари" Роман Ткачук.
Примеры возвращения к жизни компаний с большими долгами есть: в 2012 году активно обсуждалось возможное банкротство "Мечела", долг которого был в 2 раза больше, чем у "Трансаэро" и составлял около 500 млрд рублей. "Но с того времени цены на уголь выросли более чем в 2 раза, проекты компании стали рентабельными, акции выросли в 10 раз, и о банкротстве речи не идет", — отметил Роман Ткачук.
"Все, авиаперевозчика уже год как не существует. Этот факт уже пережил рынок авиаперевозок, поделив рейсы, пассажиров и самолеты. Создать в условиях высокой конкуренции практически с нуля нового перевозчика усилиями обанкротившейся команды нереально. С потерями акционеров смирился и фондовый рынок — игроков интересует завтра, а не вчера. Поэтому я расцениваю любые заявления о возможности возобновления деятельности "Трансаэро" как чистую спекуляцию, направленную на разогрев практически мертвых акций компании на бирже", — говорит аналитик АО "Финам" Алексей Калачев.
Урегулировать долг за счет конвертации его в акции, когда кредиторы становятся владельцами акций своего должника, по мнению эксперта, также не удастся. "Конечно, банкам было бы удобно вместо безнадежных долгов повесить на баланс долгосрочные активы. Но для того, чтобы эти активы начали приносить хоть какую-то отдачу, они должны начать работать. Чтобы сформировать парк воздушных судов, кредиторам-акционерам придется выложить еще столько же. Веселая картина: у вас взяли денег, обанкротились, а теперь, чтобы иметь возможность их вернуть, занимают еще столько же. Нет, не верю, что на это кто-то пойдет", — считает аналитик.
Подписывайтесь на канал ДП в Телеграме , чтобы первым узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!