Северная верфь обошла калининградский судозавод "Янтарь" в борьбе за корвет

Автор фото: Сергей Коньков

Министерство обороны РФ планирует построить 10 корветов новейшего проекта 20386 за 200 млрд рублей. За заказы борются петербургская Северная верфь и калининградский судостроительный завод "Янтарь". Пока счет 1:0 в пользу Северной верфи.

Северная верфь (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) заложила головной корвет проекта 20386 "Дерзкий", обойдя в квалификационном отборе единственного конкурента — АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (входит в ОСК).
Заказчик — "дочка" ОСК, разработчик корвета АО "ЦМКБ "Алмаз" — отклонил заявку "Янтаря" из-за несоответствия требованиям в части наличия опыта выполнения аналогичного вида работ, говорится в протоколе закупочной комиссии.
По договору Северная верфь должна передать корвет ВМФ РФ в 2021 году. На каком флоте он будет служить, пока не определено, отметил заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению Виктор Бурсук. По его словам, до 2050 года планируется построить 10 корветов проекта 20386. Стоимость строительства каждого корабля вместе с вооружением — немногим более 20 млрд рублей, отмечают эксперты.
По сравнению с предшественниками (корветами проектов 20380 и 20385) новый корвет, по словам экспертов, обладает лучшей мореходностью, он может воевать не только в ближней, но и в дальней морской зоне (выше 500 миль), водоизмещение нового корабля — 3,4 тыс. т (2,2 тыс. т у 20380 и 20385).
Управление новым корветом существенно автоматизировали, что позволило сократить численность экипажа — с 99 до 80 человек. Две газотурбинные установки М90ФР мощностью по 27,5 тыс. л.с. рыбинского НПО "Сатурн" будет разгонять корабль до 30 узлов. Эти установки "Сатурн" разрабатывает для фрегатов, строящихся на Северной верфи и "Янтаре". Ранее газотурбинные двигатели поставляла Украина.
Корветы предыдущих проектов оснащались дизельными двигателями. Корабли проекта 20385 должны были приводить в движение германские силовые установки фирмы MTU. Но из-за санкций германцы отказались поставлять двигатели. "Только гребные винты успели получить. Тут где-то валяются", — сообщил один из сотрудников Северной верфи.
Надстройку корвета из композитных материалов изготовит Средне-Невский судостроительный завод.
Вооружать новые корветы будут по модульному принципу. "Если перед кораблем стоит противолодочная боевая задача, мы ставим систему поиска подводных лодок, ставим соответствующие комплексы. Ударная задача подразумевает наличие ракет для наземной или для надводной цели. В корабль можно будет упаковать даже вертолет или средства для высадки десанта. Мы думаем, что этот корабль будет жить достаточно долго, потому что в нем есть специальные трансформенные помещения, где может быть установлено новейшее разрабатываемые вооружение", — пояснил генеральный директор ЦМКБ "Алмаз" Александр Шляхтенко. По его словам, корвет получит 100-миллиметровую артиллерийскую установку А190-01, башня которой выполнена по технологии "стелс", снижающей заметность корабля. Поставит ее нижегородское АО "ЦНИИ "Буревестник" (входит в ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"), а не петербургский машиностроительный завод "Арсенал".
Главное, чтобы теперь руководство Северной верфи сумело передать корабль флоту в установленный в договоре срок. Построить корабли вовремя ей не всегда удается. Яркий пример тому — фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков", заложенный еще в феврале 2006 года. По последним данным, его хотят передать флоту в ноябре этого года. Однако состоится это долгожданное событие в ноябре или нет, пока никто однозначно не говорит ни на верфи, ни во флоте.