14:0531 октября 201614:05
155просмотров
14:0531 октября 2016
В России слишком много монополий, в том числе в тех сферах экономики, которые могут и
должны быть конкурентными, считает глава ФАС
Игорь Артемьев
. Главные проблемы, по его
словам, в транспорте, здравоохранении и образовании.
В интервью РИА Артемьев рассказал, что президент страны поддерживает его точку
зрения и что отраслевым министерствам поставлена задача к 1 марту подготовить
дорожные карты развития конкуренции в своих отраслях. Следить за их подготовкой и
выполнением будут ФАС и Министерство экономического развития. Для уклоняющихся от
развития конкуренции будут предусмотрены санкции.
Когда были сравнительно хорошие времена (высокие цены на нефть и высокие валютные поступления в бюджет), государство могло закрывать глаза на неэффективность, возникающую оттого, что у нас очень высокая степень монополизации отдельных секторов экономики. Особенно это было характерно для нефтегазовой сферы, но и не только.
Артемьев справедливо приводит в пример медицину. Системой ОМС охвачено очень большое количество граждан, а вот пользоваться системой ДМС могут себе позволить далеко не все. Поэтому медицинские учреждения зачастую монопольно устанавливают цены и правила работы на рынке, устраняя конкурентов.
Артемьев упомянул и такие сферы, как транспорт и логистика, добыча нефти и другие, где нужно развивать конкуренцию. Он предложил министерствам разрабатывать дорожные карты, чтобы и они тоже несли ответственность за максимально быстрое движение к большей эффективности бизнеса, как государственного, так и частного.
Служба хочет выявить прежде всего те монополии, которые были созданы уже в текущей экономической ситуации. При поддержке профильных министерств и правительства ФАС предполагает влиять на изменение этой ситуации: разделение бизнеса, ограничение новых сделок по слиянию-поглощению, — чтобы если не денежными средствами из бюджета, то хотя бы организационными мерами повышать эффективность экономики.
Думаю, что главы госкомпаний будут вынуждены идти по этому пути. Часто говорят про "Роснефть", но предполагается продажа 19,5%, а в дальнейшем, возможно, и еще 10% ее акций. Формально компания очень скоро может перестать быть чисто государственной. А поскольку она крупнейший игрок отрасли, то можно будет говорить о существенно большем влиянии частных игроков. И в дальнейшем работа на этом рынке будет определяться уже правилами конкуренции.
Кризис вынужденно пошел на пользу нашей экономике. Мы движемся по тому же пути, по которому ранее прошли западные страны. Скажем, в США в той же нефтяной отрасли разделение крупной компании-монополиста произошло во время Великой депрессии. Появилось несколько игроков рынка, некоторые из них умерли, а остальные стали сильными игроками и теперь успешно конкурируют между собой.
Эта ситуация идет на пользу всей экономике. У них, в отличие от России, при снижении цены на нефть падает и цена на нефтепродукты в стране. А у наших нефтяных компаний особенная схема получения прибыли, и цена на нефтепродукты только растет при движении цены на нефть в любую сторону. И возможное снижение цены — благо и для рядовых потребителей, и для бизнеса, и для государства, закупающего те же нефтепродукты.
Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела инвестиционной компании
"ЛенМонтажСтрой"