Растает ли Кремль: что означают миролюбивые намеки власти

Автор фото: "Коммерсантъ"

Российский президент Владимир Путин и его пресс-секретарь Дмитрий Песков за последние несколько дней выпустили целую серию высказываний, которые заставили наблюдателей недоумевать. Речь, однако, вряд ли идет об оттепели — скорее о создании очередных иллюзий.

Недавнее нападение на эротическую фотовыставку Джока Стерджеса Дмитрий Песков назвал хулиганской выходкой, а Александру Хирургу Залдостанову предложил извиниться перед худруком "Сатирикона" Константином Райкиным ("Бес попутал этого мотоциклиста" — одно из лучших bon mot Пескова); его патрон назвал сумасшествием радость по поводу облета российскими истребителями американского эсминца и заявил, что бряцание ядерным оружием  "последнее дело" и "вредная риторика", которую он не приветствует. Ну и назвал до кучи Америку великой державой.
Да уж не оттепель ли на носу, удивляются эксперты и соцсети. Надвигающаяся президентская кампания уже сейчас ставит вопрос о том, под каким знаком должен пройти 2017 год, и на первый взгляд все выглядит так, как будто Кремль решил остановиться на варианте либерального (до определенных пределов, конечно) президента, сдерживающего радикальный патриотическо-милитаристский напор.
Началось это не вчера: и демонстративное согласие с требованием отказаться от бомбардировок Алеппо, да и череда кадровых перестановок, все как бы указывает на смягчение риторики. Остается понять, не является ли это просто риторическим приемом.
Собранные в коллекцию, фразы производят впечатление, но на самом деле ни Владимир Путин, ни Дмитрий Песков не сообщили ничего, что бы сильно противоречило тому, что они говорили раньше. Достаточно сравнить свежую стенограмму заседания Валдайского клуба с прошлогодней и позапрошлогодней, чтобы увидеть, что президент России излагает ровно то же самое. Он и раньше называл США великой державой и даже единственной сверхдержавой, например, летом на ПМЭФ.
Дмитрий Песков же называл хулиганством и нападение на правозащитников в Чечне, и нападение НОДовцев на участников конкурса "Человек в истории". Все эти оценки совсем не гарантировали неповторения инцидентов. Хотя президентский пресс-секретарь приучил всех воспринимать его как голос Кремля, в действительности его заявления самоценного значения не имеют. Он обещал довести до конца дело Олега Кашина, да и много чего говорил, что никак потом не воплощалось.
Есть, однако, такой момент — после закрытия выставки Стерджеса Дмитрий Песков не стал ничего комментировать. "Я не буду комментировать эту ситуацию никак, это было бы неправильным", — заявил он. Вряд ли ему понадобился месяц, чтобы убедиться в том, что нападение было хулиганством; скорее всего, дело именно в эффекте, который нужен был сейчас, перед заседанием Валдайского клуба, и усилил этот эффект предложением Залдостанову извиниться перед Райкиным (конечно же, извиняться он не стал).
Запоминается, говорят, всегда последняя фраза. Из выступлений Путина обсуждению подверглись именно миролюбивые намеки — сделанные на фоне того, что именно сейчас, с одной стороны, НАТО приступает к серьезному размещению войск в Восточной Европе, а с другой — российский флот на всех парах движется по Средиземному морю к сирийским берегам. Да, 2 года назад Путин именно что бряцал ядерным оружием, заявляя, что пустил бы его в ход в случае войны за Крым, но теперь говорит — вредная риторика.
"Они не хотят войны, они проиграют, — заявил Daily mail бывший посол Великобритании в России Энтони Брентон. — Их демонстрация силы — это не приглашение к драке, а сигнал к тому, что драки следует избежать". Подобные мнения высказывают сейчас многие зарубежные эксперты.
Кремль, видимо, почувствовал запрос на радикализацию со стороны общества после выборов. И подумав, решил, по крайней мере пока, продемонстрировать несогласие с радикалами, чтобы несколько успокоить возбужденных граждан. Для вящего размышления в эфир запущена и Валентина Матвиенко, в строку назвавшая "закон Яровой" не до конца проработанным. Однако еще летом Совет Федерации благополучно этот закон утвердил, а Матвиенко говорила, что он актуален, иначе бы не приняли.
Сделанные заявления не обязательно непременно означают начало ослабления гаек, даже скорее всего нет, но означают желание создать эффект в конкретный момент. Насколько долго он продлится, будет зависеть от развития событий.