Блоги "ДП". Илья Андреев об особенностях национального бизнеса

 

Когда говорят об особенностях бизнеса в разных странах, оперируют скорее некими субъективными стереотипами, касающимися стиля ведения переговоров либо еще каких-то аспектов. И едва ли они являются адекватной оценкой и характеристикой ведения бизнес-процессов.
Правила ведения бизнеса отличаются в зависимости от стадии становления рыночной экономики. Чем выше эта стадия, чем больше развит рынок, тем более единообразно поведение игроков на этом рынке. Конечно, национальная, культурная и ментальная составляющие налагают свой отпечаток на поведение людей, в том числе и в бизнесе.
Например, едва ли ведение бизнеса в Китае сегодня отличается от ведения бизнеса в США, несмотря на все культурные различия. Благодаря интеграции и тесному взаимодействию с США бизнес в Китае неизбежно подтягивается под соответствующие стандарты. При этом субъективные и утрированные стереотипы продолжают существовать и, наверное, так будет всегда.
Восприятие российского бизнеса в мире также не обошлось без стереотипов. Но обсуждать их я бы не хотел, поскольку эти стереотипы скорее печальные, нежели забавные. Реальное отличие современного российского бизнеса от любого другого заключается в сроках планирования. Если на Западе среднесрочная перспектива — это 5-7 лет, а долгосрочная — 25 лет, то в России планированием больше чем на 3 года мало кто занимается. Дело это неблагодарное и абсолютно бесперспективное. Для нас долгосрочное планирование — это 3 года, а средний срок — 1 год. К сожалению, с этой точки зрения многие инвестиционные проекты не могут быть рассчитаны на долгосрочный период, что отражается на общем инвестиционном климате.
Мы живем в условиях серьезной экономической и политической нестабильности, поэтому все время находимся в режиме оперативного управления. В отличие от восточных стран мы не пытаемся делать "все как на западе", мы пытаемся найти "свой особый путь". При этом восточный бизнес давно понял, что на рынке есть определенные тренды и доминирующие с точки зрения поглощения спроса игроки. Следовательно, мировые тренды нужно учитывать.
Российский бизнес этого в большинстве своем, к сожалению, не понимает и продолжает искать свой собственный путь, не похожий на все остальные. Я не говорю сейчас о всех, я говорю об общей массе. И выигрывают как раз те компании, которые, с одной стороны, сохраняют самобытность и рациональную патриотичность, а с другой — обращают внимание на успешные западные практики и начинают применять их в своих компаниях. Опыт показывает, что именно они в конечном итоге достигают успеха.
Автор — вице-президент BECAR Asset Management Group