Колумнист "ДП" Анжелика Тихонова: в зеркале, предназначенном власти, вдруг отразились россияне

 

Накипело! Художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин, выступая на этой неделе перед коллегами на VII съезде Союза театральных деятелей России, был беспощаден и, как говорил герой одного фильма, "совсем неделикатен" ни по отношению к этим самым деятелям, ни по отношению к власти.
Известный актер и режиссер упрекал коллег во взаимном кляузничестве, отсутствии профессиональной этики и "раболепстве" перед властью. Мол, в кои–то веки деятели искусств встречаются с президентом и вместо того, чтобы говорить о проблемах (даже несмотря на то, что эти встречи носят декоративный характер), вдруг сами же предлагают "установить границы трактовки классики". "Зачем? Кто будет на этой границе пограничником? — иронизировал Райкин. — Мы сами отказываемся от свободы творчества. От наших завоеваний. Что же мы иллюстрируем Федора Михайловича Достоевского: "Только лиши нас опеки, только лиши — мы тут же попросимся обратно"?
Досталось и власти: ее обвинили в "наездах" на искусство и потакании тем, кто, прикрываясь словами о нравственности, морали, патриотизме, "чуждых народу ценностях", закрывает спектакли, выставки. И напомнил, что очень часто чьи–то конкретные, низменные или идеологические цели прикрываются словами о нравственности, народе, Родине и патриотизме. "Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали", — продолжал свою обличительную речь Райкин. У власти как таковой, по его замечанию, столько соблазнов и искушений, что вместо того, чтобы диктовать искусству, каким оно должно быть, власть, напротив, должна просить его держать перед собой зеркало, в котором бы отражались все ее слабости, несовершенство и пороки. Но обычно так действует умная власть, уточнил режиссер.
Судя по реакции на этот спич официальных лиц и отдельных представителей общественности, перманентно ощущающей себя оскорбленной, с зеркалом у них сложные отношения. Примерно как те, что описаны в известной басне Ивана Андреевича Крылова про обезьяну.
Но если на минуту забыть про вечный конфликт художника и власти, окажется, что в выступлении Райкина как в зеркале отразились все россияне: "Нас хотят вернуть обратно не просто во времена застоя, а в сталинские времена. Нас пытаются вогнать в клетку. А мы молчим. Почему мы молчим все время?"
Летом этого года в театральном мире случилось вроде бы невероятное. Сначала режиссера Пермского театра Бориса Мельграма уволили, но коллеги по цеху высказались в его защиту и "власть сделала шаг назад, что нетипично и редко, но произошло". "Нельзя молчать", — подбодрил всех Райкин, и не только коллег. Кстати, у слова "отражение" есть еще значение — отпор.