Банкиры рассказали, как интернет-банкинг меняет их бизнес

Автор фото: Коньков Сергей

По прогнозам, рынок интернет-банкинга на Северо-Западе продолжит расти на 10% в год. Препятствиями для него остаются консерватизм клиентов и осторожность регулятора.

Согласно последнему исследованию Markswebb Rank & Report, уже 64,5%, или 35,3 млн, российских интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет пользуются интернет-банкингом для частных лиц. За 2015 год количество пользователей интернет-банкинга увеличилось на 51% по сравнению с показателями 2014 года.
Однако если брать в расчет не только интернет-пользователей, а все российское население, то проникновение интернет-банкинга находится на уровне 39%. В ЕС этот уровень уже достиг 46% в результате мощного рывка за последние годы: с 2007 по 2015 год в ЕС проникновение интернет-банкинга выросло почти в 1,5 раза. В России, несмотря на кризис в банковской сфере, эксперты тоже ждут ошеломительных темпов.
Обороты мобильного банкинга в России, по оценке БКС, составляют около 20 млрд рублей, а в 2017 году могут вырасти до 30 млрд рублей. На Северо-Западе рынок интернет-банкинга будет расти на 10% в год, прогнозируют, в свою очередь, эксперты портала spbIT.
Практически 99% новых клиентов малого и среднего бизнеса, как правило, подключают себе интернет-банк, среди физлиц дистанционные каналы подключает примерно каждый второй, говорит коммерческий директор региона Санкт-Петербург — Север ЮниКредит банка Антон Большаков.
Несмотря на значительный рост интереса клиентов к дистанционным сервисам, банкиры не планируют в связи с этим в ближайшие годы кардинально менять структуру своего бизнеса, в частности значительно сокращать число офисов.
«Больше половины клиентов, которые сейчас приходят в банк и открывают карту, тут же подключают удаленный канал доступа, но банк работает для разных клиентов, в том числе для тех, кто не может обойтись без очной консультации», — говорит руководитель кредитно-кассового офиса петербургского филиала Альфа-банка Наталья Логинова. — В дальнейшем отделения будут трансформироваться, это будут мобильные отделения, так называемые мобильные киоски. Но отделения сами по себе — они были, есть и, скорее всего, будут».
За последние годы заметно изменились цели, с которыми клиенты в Петербурге обращаются к дистанционным каналам, отмечают представители банков. В частности, ранее клиенты в основном оплачивали мобильную связь посредством интернет-банка и мобильного банка, сейчас доля таких операций в среднем снизилась в 2 раза в пользу других операций. Как уточнила заместитель директора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу, самой популярной транзакцией в онлайн-банке является оплата услуг (45% от общего количества транзакций), внутренние рублевые переводы между своими счетами и картами составляют 16%, межкарточные переводы — 18%, внешние рублевые переводы — 12%, а обмен валют — 6%.

Прогресс зависит от регулятора

Перспективы развития интернет-банкинга эксперты видят в развитии биометрических методов идентификации, когда банк может идентифицировать клиента на расстоянии, считывая радужку глаз, отпечатки пальцев, рисунок вен, геометрию лица или узнавая клиента по голосу. Как заявил в октябре Центробанк РФ, в 2017 году биометрия будет опробована в рамках пилотного проекта удаленной идентификации, в котором смогут поучаствовать несколько банков.
«Мы можем сколько угодно говорить, что у нас технологии вышли на первое место и мы можем все сделать по отпечатку пальцев, но, если Центробанк будет требовать от банков и от их клиентов личного присутствия в офисе банка при открытии счета, никакие новые технологии не заставят банки отказываться от офисов», — отметил представитель «ВТБ 24» Иван Макаров.
Важной вехой в развитии удаленных каналов может стать требование Центробанка открыть API, то есть предоставить доступ к своим технологиям сторонним разработчикам, отметил территориальный директор «БКС Премьер» Вадим Исаков. По его мнению, это даст импульс к конкуренции среди банков и финтех-стартапов, которые смогут работать без материнского банка.
«У наших клиентов — банков резко вырос интерес к сервисам личных финансов. Конечно, каждый банк хочет развивать свой сервис для собственных клиентов. Но клиент конкретного банка зачастую является одновременно клиентом и других кредитных организаций. Поэтому сервисы, построенные на объединении информации счетов в разных банках, будут развиваться очень быстро и в конечном итоге будут серьезно менять суть банков», — отметил ведущий специалист компании BSS Алексей Лиукконен.
По его словам, уже сейчас некоторые игроки предоставляют возможность своему клиенту видеть все его счета, в том числе и находящиеся на балансе конкурентов. «Информация постепенно консолидируется, это явный тренд, в будущем, я думаю, он приведет к тому, что можно будет совершать любые операции в любых банках через единую точку входа», — прогнозирует эксперт.
Как считает президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович, в далеком будущем банков как таковых не будет вообще. «Вот раньше какие банки были — они занимали самые престижные здания, много вкладывали денег во внешнее оформление, все было в золоте и драгоценных камнях, чтобы человек, который вкладывал деньги, был уверен, что это солидное учреждение, при этом клиенты редко обращали внимание на показатели банка, — рассуждает Владимир Джикович. — Сейчас же мы стоим на пороге совсем других технологий и форматов работы. Деньги становятся информационными потоками. Банки будут экономить на всем внешнем, рано или поздно отделения окажутся не нужны. В каком-нибудь подвале, хорошем защищенном месте будет стоять мощный компьютер, а клиенты будут прикладывать пальцы для того, чтобы он их идентифицировал и провел любую операцию».