В сети Prisma рокировка: новый директор займется обновлением концепции

Пост генерального директора сети Prisma в России вместо Мариты Коскинен занял Ярмо Паавилайнен.

С 1 сентября генеральным директором ООО "Призма" назначен Ярмо Паавилайнен, сообщили в компании. Марита Коскинен, которая возглавляла компанию с момента выхода финской сети в Петербург, продолжит работу на посту заместителя генерального директора ООО "Призма". Как сообщили в пресс–службе торговой сети, изменения в организационной структуре — это часть более масштабных изменений, целью которых является увеличение доли локального управления.

Prisma в России надолго

Основная задача Ярмо Паавилайнена на новом посту — обновление концепции сети Prisma в соответствии с ситуацией на рынке, что, как ожидают в компании, обеспечит долгосрочное развитие Prisma на рынке России. Ранее Ярмо Паавилайнен занимал должность директора по ассортименту, поставкам, логистике и развитию Prisma LLC. Марита Коскинен, как и прежде, будет отвечать за оперативную деятельность компании.
ООО "Призма" принадлежит финскому холдингу S–Group. В Россию компания вышла в 2008 году, открыв первый магазин в Петербурге. Prisma динамично развивалась и на конец 2014 года насчитывала 19 магазинов. Однако тогда же стало известно о временной остановке расширения сети, которую первоначально планировалось довести до 30 магазинов.
Так, ретейлер отказался от размещения в строящихся торговых комплексах. В 2015 году Prisma в целях повышения эффективности закрыла супермаркет в ТРК "Континент" на Байконурской ул. Справедливости ради стоит отметить, что супермаркет "Перекресток", занявший место Prisma в ТРК "Континент", не проработал там и года.
Сейчас торговая сеть Prisma насчитывает 11 супермаркетов и шесть гипермаркетов в Петербурге и Ленобласти. По оценке аналитиков INFOline, чистая выручка компании в 2015 году снизилась почти на 7% по отношению к 2014 году и составила 11,5 млрд рублей.
В начале года в интервью "ДП" Марита Коскинен говорила, что в планах на 2016 год — внутреннее развитие компании, централизованные поставки, расширение количества поставщиков, в том числе за счет привлечения небольших местных производителей. Она подчеркивала, что компания сохраняет первоначальные планы по открытию 25–30 магазинов в Петербурге.

Санкции подкосили

Спустя 4 года после того, как на петербургском рынке появилась Prisma, в Петербурге возник ее главный конкурент — холдинг Kesko с брендом "К–руока". Эта финская сеть очень активно развивалась и за несколько лет догнала Prisma по числу магазинов в Петербурге.
Но потом развитие обоих финских ретейлеров в России подкосили санкции, продуктовое эмбарго, а затем и курсовые колебания. Конкурентное преимущество финнов в Петербурге сошло на нет с запретом на продажу ряда финских продуктов. В итоге ассортимент магазинов Prisma, "К–руока" и закрывшегося "Стокманна" стал мало чем отличаться от магазинов других ретейлеров. "По уникальной концепции Prisma сильно ударили продовольственные санкции, компания вышла на рынок с линейкой финских товаров, а теперь потеряла свое преимущество", — признает Владимир Кучерук, коммерческий директор сети "РеалЪ Свежие продукты".
Kesko в ближайшее время может покинуть рынок. Как ранее писал "ДП", в мае "К–руока" была выставлена на продажу, а на прошлой неделе определился покупатель — ретейлер близок к продаже своего бизнеса компании "Лента" за 11 млрд рублей.
Тем не менее Prisma продолжает работу в России и, как заявлял "ДП" ранее Ярмо Паавилайнен, уходить с петербургского рынка не планирует. "Падение спроса действительно повлияло на торговлю, но мы ожидаем оживления уже в следующем году", — прогнозирует он.
"Я бы не спешил списывать сеть Prisma со счетов", — отмечает Иван Федяков, гендиректор INFOLine, напоминая о преимуществах финского ретейлера: хорошее расположение магазинов, сложившаяся аудитория.
Децентрализация управления — правильная антикризисная стратегия, которая хорошо себя показала, например в сети "Ашан", говорит Иван Федяков. В случае с иностранной сетью решения очень часто требуют согласования в головном офисе, что в ситуации кризиса неоправданно долго — пока решения примут, они могут стать неактуальными, поясняет он.