Почему величина банка не гарантирует надежности

 

Банк России предложил внести изменения в закон "О банках и банковской деятельности", которые предполагают разделение кредитных организаций на федеральные и региональные с соответствующими регулятивно–надзорными требованиями к ним и кругом проводимых ими операций. Основным недостатком этих изменений, по мнению ММВА, является установление количественных параметров разделения — по размеру капитала и величине активов (1 млрд и 7 млрд рублей соответственно).
Не раз уже отмечалось, в том числе и на уровне руководства Банка России, что финансовая устойчивость и надежность банка, а также профессионализм и добросовестность его владельцев и менеджеров не зависят от размеров. В последнее время зафиксировано немало примеров ухода с рынка как сравнительно небольших, так и крупных финансовых институтов. Нелишне напомнить, к примеру, и о том, что после дефолта 1998 года обанкротились именно крупные частные банки, а на смену им пришли кредитные организации как раз со значительно меньшим размером капиталов и активов.
Разделение банков на федеральные и региональные с наделением первых всей полнотой функций, а последних — лишь ограниченным их кругом, на наш взгляд, неестественно и неэффективно. Оно не решает ни одной проблемы, которые сегодня существуют на рынке. Скорее, напротив, усугубляет их. Так, в рассматриваемом законопроекте предлагается ограничить территорию обслуживания региональной кредитной организации, запретить ей устанавливать с банками–нерезидентами РФ корреспондентские отношения, совершать межбанковские операции без посредничества Центрального контрагента, оказывать кредитную поддержку субъектам Федерации и муниципальным образованиям. По мнению большинства участников рынка, данные новации, являясь, по сути, дискриминационными, в значительной степени сужают конкурентные возможности малых банков в борьбе за привлечение юридических лиц. Принятие этих изменений будет и дальше ослаблять их позиции на рынке, способствовать оттоку их клиентуры в крупные финансовые институты, вытеснять их в серую зону ведения бизнеса либо вовсе вынудит покинуть рынок.
Отечественные банки и без предлагаемых новаций уже работают в неравных рыночных условиях: регулятивные требования, несущие огромный объем непроизводительных расходов, распространяются в равной степени на все кредитные организации, а поддержка, финансирование и сегменты рынка, приносящие дополнительный доход, доступны лишь крупным игрокам. Новый законопроект только усугубляет это положение. ММВА считает, что необходимо предоставить всем банкам, независимо от их размеров, право самим решать, какой круг операций они готовы обслуживать и, соответственно, какие связанные с этим дополнительные надзорные требования они обязуются при этом выполнять. Ассоциация предлагает отказаться от использования чисто количественных критериев (величины капитала и размера чистых активов) при определении того или иного перечня оказываемых банками услуг, введя вместо этого понятие "базовой лицензии" с перечнем в ней основных (то есть оказываемых всеми банками) услуг и дополнительных лицензий на оказание иных, не перечисленных в "базовой" лицензии, услуг, связанных с выполнением и иных, более жестких надзорных требований.
Автор - президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА)