Чему научит финансовый рынок уход одной из старейших брокерских компаний

 

На петербургском финансовом рынке остается все меньше местных компаний. В минувший четверг Банк России сообщил об отзыве брокерской и дилерской лицензий у компании "Элтра", биржевого посредника с 24-летней историей. Регулятор, согласно официальному сообщению на сайте ЦБ, уличил петербургского брокера в манипуляциях с акциями небольшой компании "Живой офис". Эта компания, торговавшая канцтоварами, разместила свои акции в секторе "Рынок инноваций и инвестиций" Московской биржи летом 2013 года. Но, как показало расследование Банка России, основными покупателями акций "Живого офиса" выступили три компании, получивших финансирование обходным путем от самого эмитента. А затем они вместе с другими лицами, среди которых оказался и сотрудник "Элтры", совершали фиктивные сделки с акциями "Живого офиса", чтобы разогреть интерес.
Подобный прием манипулирования котировками имеет конечной целью продать акции какой-либо компании сторонним инвесторам по завышенной цене. Он известен мировому финансовому рынку не одну сотню лет. В США для него даже придумали специальный термин pump-and-dump (накачай и сбрось). В нашумевшем фильме "Волк с Уолл-Стрит" главный герой в исполнении Леонардо ди Каприо построил на этой схеме немаленький бизнес, приносивший ему десятки миллионов долларов в год. У этого героя был реальный прототип, Джордан Белфорт. Отсидев 22 месяца в тюрьме за манипуляции с акциями, он теперь путешествует по миру с лекциями об эффективных продажах. Год назад он приезжал в Россию и даже написал колонку для рубрики "Доход", которую вы сейчас читаете.
Но вернемся к "Элтре". Генеральный директор компании Сергей Рощин рассказал автору этих строк, что "Живой офис" не производил впечатления компании-пустышки, у него был вполне работоспособный бизнес и правдоподобные планы развития. Поэтому особых сомнений при заключении с этим эмитентом маркетмейкерского договора у "Элтры" не было. По такому договору брокер берет на себя обязательство поддерживать ликвидность акций на бирже, выставляя заявки на покупку и продажу с небольшим спредом по цене. В какой то момент, по словам Рощина, "Живой офис" прекратил оплачивать работу маркетмейкера, затем "Элтра" судилась с ним, выиграла дело и получила исполнительный лист. Денег, правда, получить не удалось: "Живой офис" сейчас фактически банкрот. Претензии регулятора по подозрению в манипулировании, якобы совершенном в 2014 году, стали для "Элтры" сюрпризом. Компания сохранила лицензии на депозитарные услуги и доверительное управление активами, а за потерянные лицензии собирается бороться, обжалуя решения ЦБ.
Если вся эта история закончится окончательным уходом с рынка одной из старейших брокерских компаний, — это будет горьким уроком оставшимся. Нужно помнить совет из русской сказки "не пей из козьего копытца — козленочком станешь" и избегать связей с сомнительными клиентами. Как это реализовать на практике — другой вопрос. Теперь же остается надеяться, что "Элтра" не повторит судьбу "Энергокапитала", покинувшего рынок со скандалом, так и не урегулировав всех претензий клиентов. Сергей Рощин признает, что и к "Элтре" у клиентов уже возникли вопросы, но обещает урегулировать все требования, которые у них возникнут.