Как не надо жить: рецензия на книгу о том, как все испортить и разорить бизнес

 

Кто больше знает о жизни в пруду — рыба, которая в нем живет, или ихтиолог, наблюдающий за прудом извне? По объему информации лидирует рыба, все–таки она внутри. Но по структурированности и возможности дальнейшего использования информации ихтиолог значительно опережает рыбу. Между тем карась–бизнесмен, принимая управленческое решение по пруду, часто руководствуется только своим рыбьим знанием. Устав от этого, ихтиолог Святослав Бирюлин написал книгу.
Книг о том, как строить бизнес, справедливо замечает он, — тьмы и тьмы и тьмы, книг, как этого делать не нужно, сильно меньше. Руководствуясь этой простой мыслью, а также желанием сделать мир вокруг себя лучше, автор написал пособие о том, как не нужно вести бизнес в России. И назвал соответствующе: "Как все испортить и разорить бизнес".
Первое сочинение директора крупной аудиторско–консалтинговой компании "БДО Юникон", основателя и совладельца консалтинговой компании Sapiens Consulting, вышло на редкость удачным. Читать его интересно, слог у автора легкий. Контент продиктован суровой российской реальностью и большим опытом наблюдения за прудами — такое всегда подкупает. Впрочем, примеры не только местные, хватает и зарубежных озер: на помощь автору приходят Procter&Gamble, Sony, Google, GoPro, Tesla. Стив Джобс и Apple тоже тут как тут.
Каждая глава книги с медведем на обложке развенчивает какой–либо устойчивый миф про нас с вами. Мифов тринадцать. К сожалению, Святослав Бирюлин не Григорий Остер и выдерживать стиль до конца не стал: вредных советов нет. Мифы описываются и развенчиваются не в стихах, впрочем, тоже занимательно. Потому что уж очень четко выбраны: попадание 100%.
О самих мифах рассказывать здесь не будем: потеряется шарм. Но дадим выжимку. Из книги Бирюлина, например, можно узнать, почему маркетинг — это золушка российского бизнеса, план ничто, а планирование — все, заемные средства не стыдно брать (стыдно не брать), аутсорсинг — не бич, высокая маржа спасет не всех, чистая прибыль — мертвые данные, а не показатель успеха, процент от продаж убьет вашего сотрудника, а совет директоров нужен всем, у кого оборот больше 50 млн рублей.
"Мне не довелось видеть ни одного российского предприятия, которое нельзя было бы за 3–4 года существенно, то есть на десятки процентов, а иногда и в разы, улучшить", — сокрушается автор. Все эти случаи легко укладываются в описанные 13 мифов. Что приятно, "Как все испортить" — это не только текст, но и задачки: "Представьте, что A, Б и В создали три одинаковые компании"; "Что будет, если краткосрочная дебиторская задолженность компании C составит"; "Насколько эффективно работают средства собственника F, если мы знаем, что". Не просто чтиво.
Большую часть авторских мыслей в итоге легко свести к одному грустному выводу: российским бизнесменам в большинстве своем не хватает финансовой образованности и широты мыслей. Знаний в некоторых других областях им тоже стоит поднабраться. Иногда читателю становится совсем обидно. Вот, например, в книге есть глава "Что еще делают маркетологи". Думаешь: не такой уж я и дремучий. Или все–таки такой? Проверить просто: надо вам или нет гуглить, что такое ROE и ROCE? (Если что, можно не гуглить, в книге написано.)
Как это ни комично, "Как все испортить" много где пересекается с американской книгой того же издательства "Манн, Иванов и Фербер" под названием "Все начальники делают это". Приятно, что ошибки, которые делаем мы и которые делают другие, за океаном, не всегда разные.
Зачем читать? Бум потребительского спроса повторится нескоро, если повторится вообще. А значит, лет через пять в реальном бизнесе останутся только те компании, которые освоят технологии эффективного управления. Те, чей менеджмент не будет верить в мифы, родившиеся в 1990–е, считает автор. Откуда, собственно, родом львиная часть выведенных Бирилюным мифов.
Так что эта книга идеальна для тех, кто уже успел завести бизнес и теперь интересуется, все ли так с его детищем. "Предприниматели пока пытаются лечить новые болезни старыми методами: срезают издержки, выходят в новые регионы, изобретают причудливые системы мотивации, уменьшают себестоимость, — пишет Бирюлин и говорит: — Есть другие методы".
Бизнес — это постоянное перемещение финансовых, человеческих и временных ресурсов в зоны максимальной эффективности, говорит автор. Проверить, в тех ли вы сейчас зонах, и, если что, переместить ресурсы как раз и поможет его книга.