Русский с китайцем — братья навек: как изменилась дружба за полвека

 

Владимир Путин и глава Минпромторга Денис Мантуров договорились с председателем КНР Си Цзиньпином, что в ноябре пройдет первое заседание российско–китайской комиссии по развитию промышленного сотрудничества. Обсудят, в частности, авиастроение, совместные проекты в алюминиевой, металлургической и химической промышленности. Петербург тоже не стоит в стороне — собирается наращивать экспорт в Китай продукции своих промпредприятий. Прежде всего машиностроительных, ведь Петербург — это 10% всего машиностроения России, отмечают в комитете по промышленной политике и инновациям. "Звезда — энергетика" уже работает с китайской Jinan Diesel Engine над проектом строительства завода по производству дизельных генераторов. Холдинг "Силовые машины" заключил с энергокомпанией "Гохуа" соглашение по сервисному обслуживанию двух крупнейших в Китае теплоэлектростанций "Паньшань" и "Суйчжун".
Дружба России с Китаем становится все более крепкой и походит на ту, что испытывали друг к другу оба государства в середине прошлого века. На закате сталинских лет СССР относился к азиатскому соседу как старший товарищ, а из радиоприемников неслась песня: "Русский с китайцем братья навек". Подписав в 1950 году советско–китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, СССР принялся помогать младшему брату строить коммунизм, а вместе с ним — экономику. Мы поставляли китайцам оружие, самолеты, корабли, автомобили, оборудование и материалы. Советское правительство щедро кредитовало Поднебесную: например, в 1949 году предоставило кредит $300 млн на 5 лет всего под 1% годовых. СССР безвозмездно помог КНР построить 50 крупных промпредприятий. В ответ Китай поставлял в СССР сырье: кожу, шкуры, сурьму, олово, цинк, никель, вольфрам, шелк, хлопок, тунговое масло, лекарственное сырье и красную медь. В 1949–1952 годах товарооборот между двумя странами рос на 50–70% в год. Так, в 1951 году на долю СССР приходилось 40,7% импорта и 41,12% экспорта КНР.
Теперь же младший брат настолько возмужал, что уже Россия вынуждена заискивать перед ним, предлагая свои товары. Например, Россельхоз мечтает удвоить экспорт зерна в КНР, "Газпром" — поставлять по 38 млрд м3 газа в год по строящемуся трубопроводу "Сила Сибири", а власти Иркутска — воду из озера Байкал. Причем теперь восточного брата интересует именно наше сырье, а не промтовары, ведь обрабатывающая промышленность у него налажена куда лучше. И это сказывается на наших экспортных показателях. Так, за январь–август 2016 года экспорт товаров из Петербурга в Китай вырос по сравнению с тем же периодом 2015–го более чем на 33%, до $642 млн, в основном за счет сырья. Необработанного леса мы стали поставлять в КНР на 44% больше, чем годом ранее, нефти и нефтепродуктов — в 11 раз больше. Ленобласть в этом году начала поставлять в Китай ферросплавы, а через Петербург идет необработанный алюминий. Из Поднебесной мы стали заметно больше закупать продуктов глубокой переработки: стирально–моющих средств (на 20%), пластиковой упаковки (на 14%), хлопчатобумажных тканей (на 92%). Песен про братскую любовь к северному соседу китайцы пока не сочиняют, зато уже давно снисходительно похлопывают по плечу сестренку Россию.