Круизы не хотят стартовать из России

Автор фото: Ковалев Петр

Поток круизных туристов в порту "Морской фасад" упал на 5,43%. Несмотря на рост спроса на круизы, туроператоры не могут полностью загрузить суда, стартующие из России.

В навигационный сезон 2016 года пассажирский порт "Морской фасад" (МФ) принял 456 тыс. круизных пассажиров против 482 тыс. за прошлогоднюю навигацию. В 2015 году МФ нарастил пассажиропоток на 2% по сравнению с 2014 годом, и руководство МФ заявляло, что в 2016 году обслужит свыше 460 тыс. пассажиров. Но прогнозы не оправдались.
"Колебания потока из-за ротации флота — это нормально. На некоторых направлениях из-за высокого спроса мест в судах не хватает, и круизная линия перераспределяет туда лайнеры, чтобы не потерять там своего клиента", — поясняют в МФ. Судя по заявкам на 2017 год, порт планирует принять более 550 тыс. пассажиров.
Спрос на круизный туризм в России растет, но есть проблема: круизные компании ставят свои суда с посадкой в других портах, например в Копенгагене, а в Петербург они заходят транзитом на день, максимум два. Объемы загрузки в российских гаванях низкие, поясняет Екатерина Илюшина из компании "Круизный дом МК". Чтобы старт круиза был в Петербурге, российские туроператоры должны заблаговременно, в начале сезона, выкупить крупные блоки мест на судах. "Во-первых, это по силам только крупным туркомпаниям. А во-вторых, в итоге мы не можем предоставлять клиентам скидки на эти круизы, когда операторы устраивают подобные акции. Поэтому круизы со стартом в России намного дороже", — говорит она.
Туркомпании пытаются договориться с судовладельцами об изменении условий бронирования. Но пока не сильно продвинулись: продажи из Петербурга без заблаговременного выкупа блоков открыла только компания Costa (входит в корпорацию Carnival Corporation со штаб-квартирой в Италии, крупнейший круизный оператор в Европе). С 2010 года продает круизы из Петербурга также кипрский оператор St. Peter Line (его паромы "Принцесса Мария" и "Принцесса Анастасия" ходят по Балтике под мальтийским флагом). "Если бы свободные продажи открыли и другие операторы, цены снизились бы, а спрос вырос", — говорит Илюшина.
Глава комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев считает, что для увеличения пассажиропотока Петербургу нужны базовый круизный оператор и базовая авиакомпания, которые бы строили свои планы с учетом интересов города. Формально базовой для Петербурга является авиакомпания "Россия" (входит в группу "Аэрофлот"). Но по факту "Аэрофлот" перераспределяет рейсы в интересах московских авиагаваней, в итоге пассажиропоток Пулково падает: в январе-июне 2016 года он снизился на 6,5%, в 2015 году — на 11%.
Чтобы повысить привлекательность Петербурга для иностранных туристов, "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково) и МФ продвигают закон о введении 72-часового безвизового режима для авиапассажиров.
"В этом году уже около 9 тыс. гостей прибыли в Петербург через Пулково, а покинули город через "Морской фасад" и наоборот. Эти цифры могут быть увеличены в разы, если ввести безвизовый режим на 72 часа — по аналогии с тем, что действует для туристов морских круизных судов", — считает гендиректор ВВСС Владимир Якушев.
"Сейчас по закону турист должен убыть из того же пункта пропуска, через который он въехал в РФ, — поясняет гендиректор "Морского фасада" Вадим Каширин. — Есть большой интерес к посещению Петербурга со стороны туристов из Европы, Китая, если будет безвизовый режим".
Распространение безвизового режима на авиапассажиров могло бы увеличить турпоток в Петербург на 250-300 тыс. человек в год, говорят эксперты.