Как авиакомпании справляются с падением спроса

Спрос на международные перелеты продолжает падать, а на внутренних воздушных линиях перестал расти. Авиакомпании отказываются от сборов за багаж, урезают питание, чтобы удешевить перелет и удержать пассажиров.

Рынок авиаперевозок в России переживает не лучшие времена: спрос на перелеты в международных направлениях продолжает падать, а на внутренних воздушных линиях перестал расти. Российские авиакомпании за 8 месяцев 2016 года перевезли по международным воздушным линиям (МВЛ) 20,7 млн пассажиров, что на 26,5% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. В то же время число пассажиров на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) выросло на 5,7%, до 37,7 млн пассажиров, сообщается в материалах Росавиации. Но если проследить помесячную динамику, то с начала года прирост пассажиров на ВВЛ замедляется и по итогам августа составил всего 1,5%.
Все меньше россиян могут позволить себе авиаперелеты из–за сокращения доходов и роста цен на билеты. По данным Aviasales, за неполные 9 месяцев средняя стоимость билета на международных направлениях с вылетом из Пулково поднялась на 19%, до 34 тыс. рублей, а на внутренних линиях — на 3%, до 18 тыс. рублей.
Для иностранных туристов из–за девальвации рубля путешествия по России стали доступнее. С каждым годом в Петербург прибывает все больше туристов из Китая, Ирана и других стран Ближнего Востока и Азии. Но в целом возросший поток иностранных путешественников не компенсирует падение спроса россиян на зарубежные поездки. И здесь важную роль играют политические причины. "Существенное сокращение перевозок по международным направлениям связано с отменой рейсов в Египет, Турцию (чартерные перелеты закрыты с декабря 2015–го до сентября 2016 года), на Украину", — отмечают в "Воздушных воротах Северной столицы" (ВВСС, управляет аэропортом Пулково).
Вместо закрытого Египта и запрещенной до недавнего времени Турции россияне полетели на курорты Кипра, Греции, Болгарии. Но из–за более высоких цен эти курорты все же недоступны большинству россиян, привыкших к бюджетному отдыху в Турции.

В борьбе за клиента

На этом фоне авиаперевозчики энергично выдумывают и проводят маркетинговые акции, стремясь удержать наиболее активных авиапутешественников, а если получится, то и переманить клиентов у конкурентов.
Так, авиакомпания S7 первой на российском рынке снизила цену, убрав из нее сборы за провоз багажа. Удачный опыт безбагажных тарифов быстро освоили конкуренты. В авиакомпании "ЮТэйр" пояснили, что без багажа, только с ручной кладью, летает 40% пассажиров — им билет обходится в среднем на 1 тыс. рублей дешевле, чем год назад. Для тех же, кто летит с багажом, билет стал на 1 тыс. дороже. Поскольку вторых больше, чем первых, выручка авиакомпаний, запустивших тарифы без багажа, растет.
Такой способ снижения тарифа "Аэрофлот", работающий в премиальном сегменте, посчитал неприемлемым. "Аэрофлот" не планирует вводить безбагажные тарифы или отказываться от бесплатного питания на борту", — заявили в крупнейшей авиакомпании РФ. Впрочем, такая позиция не помешала "Аэрофлоту" сэкономить на бортовом питании, сделав его скромнее, и отказаться от возможности заказать спецпитание на коротких рейсах. Зато S7 буквально на днях, наоборот, сделала спецпитание бесплатным.
А в конце лета по примеру "Аэрофлота" S7 запустила программу корпоративной лояльности, стремясь привлечь командировочных пассажиров. В рамках этой программы организация получает в виде бонусов 5–7% от стоимости билетов, купленных для своих сотрудников. Кроме того, S7 ввела специальный билет "Деловой проездной" на несколько поездок между двумя городами: например, Петербург — Москва. По такому документу можно сесть на самолет буквально в тот же день, в то время как без проездного доступны, например, только билеты по самым высоким тарифам.

Транзитный перевозчик

В конце 2015 года S7 и "Аэрофлот" проводили акции типа Status Match: предъявив бонусную карту элитного уровня другой авиакомпании, можно было получить аналогичную — серебряную или золотую — и сразу начать пользоваться предусмотренными ею привилегиями.
"Аэрофлот" запускал эту акцию для привлечения иностранных пассажиров. Именно их авиакомпания теперь считает своей основной целевой аудиторией.
С целью поддержки и развития продаж на зарубежных рынках проводятся тактические рекламные кампании во Франции, Бельгии, Великобритании, Германии, Польше, США, Японии, Индии, Китае, Корее, Армении, Латвии.
На приоритетных рынках Азии (Китай, Южная Корея) "Аэрофлот" активно продвигает себя как транзитного перевозчика из Азии в Европу. Целью рекламных кампаний является стимулирование продаж не только прямых перелетов в Москву, но и транзитных авиаперевозок между Европой и Азией, а также из Москвы в различные города России.
Телевизионный патриотизм и пустой кошелек поднимают ВВЛ, а дорожающие международные поездки мало кто может себе позволить. Никакие зарубежные направления не подешевели за год, разве что Франция, Чехия и Испания медленнее других дорожали. В среднем повышение цены по этим маршрутам составило 11%. Вырос поток только в Чехию и Грузию. Лидер падения — Испания, у которой на 34% меньше продаж. Интересно, что у Украины, в которую теперь летают в основном через Минск, падение всего 33%. А самые популярные внутренние направления подешевели. Например, перелет из Петербурга в Москву упал в цене за год на 30% (до 5156 рублей), рейс в Симферополь подешевел на 20% (до 19 748 рублей), в Сочи — на 40% (до 18 771 рубля), в Краснодар — на 70% (до 10 496 рублей).
Янис Дзенис
PR–директор билетного поисковика Aviasales