У нас все технологии — это решения XXI века

Для таких уникальных проектов, как "Лахта центр", использование инновационных технологий становится условием, необходимым для строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса. О том, как спутники контролируют вертикальность объекта, о комфортном климате для 7,5 тыс. человек и российских разработчиках программного обеспечения рассказал в интервью "ДП" исполнительный директор проекта "Лахта центр" Александр Бобков

Правда ли, что на вашей стройке прорабы с планшетами ходят?

— Для нас применение современных девайсов является насущной необходимостью. Наше главное высотное здание состоит из почти 200 тыс. конструктивных металлических элементов, среди которых только два одинаковых, всего же различных деталей больше миллиона. При таком разнообразии конструкций использовать традиционные методы строительства было бы трудно, даже если бы хотелось. Поэтому мы стали, наверное, одними из первых, кто полностью спроектировал комплекс в 3D, и все чертежи также в 3D–формате выгружаются на различные девайсы. Это дает возможность поддерживать темп строительства и избегать ошибок при состыковке различных элементов.

То есть стройка идет под контролем современных технологий?

— При больших размерах конструкций любое небольшое отклонение мультиплицируется, и мы рискуем получить погрешность, которая влияла бы не только на красоту, но и на устойчивость конструкции. Технологии, в том числе 3D–модель, помогают избежать даже малейших отклонений при воплощении здания в металле, бетоне и стекле.
Вертикальность контролируется с помощью уже положительно отработанной на других высотных зданиях глобальной системы навигационного спутникового позиционирования GNSS. На стройплощадке, на земле установлен комплекс неподвижных антенн. Они связываются с такими же антеннами на подвижных частях здания, а вся эта цепочка завязана на спутники, находящиеся на геостационарных орбитах. В результате мы получаем результат, который измеряется десятыми долями миллиметра.
Еще одна важная задача — контроль качества и, самое главное, линейных размеров конструктивных элементов, поступающих на стройку. Одно дело — спроектировать балку или колонну с помощью компьютерной программы, другое — сделать ее "живьем". Детали имеют огромный вес, большие размеры и сделаны из металла — капризного материала, который подвергается температурным изменениям в ту и другую сторону. Для контроля линейных размеров мы производим лазерное 3D–сканирование уже готовых деталей. Скан–копии сопоставляются с элементом в проекте, фактический размер вставляется в общую модель и получает одобрение или неодобрение на установку.
Такая система контроля помимо выявления брака позволяет выстраивать фактическую модель строящегося здания и сопоставлять ее с идеальной 3D–моделью, исключая человеческий фактор.

Но вот здание построено — как оно будет эксплуатироваться?

— В комплексе будет внедрена централизованная система управления с дублирующим контролем особо важных систем жизнеобеспечения. Десятки тысяч датчиков будут отправлять информацию о текущей ситуации в единый диспетчерский пункт.
Это также позволит проводить раннюю диагностику: то есть не увидеть уже возникшую проблему, но предсказать, что проблема может произойти с каким–то элементом сети или оборудования. Устанавливается достаточно узкий диапазон показателей работы той или иной системы, и даже если она еще работает, но ее параметры выходят за пределы установленного диапазона, то диспетчеры и сервисные службы должны будут обратить на нее внимание.
Эти же контроллеры, которые служат глазами и ушами системы жизнеобеспечения, будут контролировать комфорт резидентов здания. Датчики будут отслеживать не только температуру воздуха, но и его влажность, и содержание углекислого газа. Они будут давать сигнал автоматике, которая будет регулировать эти параметры с помощью инженерных систем.
Отдельная тема — комфортное освещение. В Петербурге, как только появляется облачность, кажется, что уже стемнело. В "Лахта центре" в этом случае никому не придется бегать к выключателям, за всем будет следить автоматика. При этом благодаря тому, что у нас предусмотрено изменение не только интенсивности освещения, но и цвета, у сотрудников будет создаваться ощущение хорошего солнечного дня внутри помещения.

Во многих офисах идет война между теми, кто любит открывать окна и включать кондиционеры. У вас такого не будет, судя по всему.

— К большому сожалению тех, кто любит открывать окна, в нашем офисе это просто невозможно: самое маленькое окно весит более 750 кг, и, чтобы его открыть, а потом закрыть, нужна целая технология.
Да и вообще — потребность открыть окно или включить кондиционер — это наследие не очень совершенных инженерных систем, создающих духоту или сквозняки и, как следствие, дискомфорт. Поскольку у нас все решения по подаче тепла, холода и даже уровня СО2 принимает автоматика, претензии со стороны обитателей комплекса должны быть исключены. И если бы даже теоретически можно было открыть окно, это бы разбалансировало систему микроклимата.

Как решается вопрос управления потоками людей, доставки их на верхние этажи башни?

— Логистика в крупных комплексах — это такой же элемент комфорта, как температура или освещение. Мы поставили задачу, чтобы ожидание лифта не превышало 30 секунд при пиковых загрузках. А лифтов у нас только в башне 38: отдельные лифты в нижней, средней и верхней частях башни. Также есть специальная группа лифтов — большие двухуровневые шаттлы, которые без остановок доставляют, например, к обзорной площадке.
Чтобы знать, куда направиться после входа в комплекс, еще до лифтовых холлов посетитель, нажимая на кнопку необходимого этажа, узнает номер лифта, к которому надо подойти.

В процессе работы и отдыха образуется много мусора. Как он будет утилизироваться?

— Расчеты показывают, что при 7,5 тыс. резидентов мы будем производить более 3 тыс. т мусора в год. В комплексе будет две системы вакуумной транспортировки отходов. Предусмотрен раздельный сбор мусора, сортировка на бытовые и пищевые отходы. Весь мусор будет собираться с помощью вакуумных трасс в места его первичной переработки — как минимум, прессования, или измельчения, если это требуется. Поскольку система будет пронизывать весь комплекс, то администраторам офисов и будущим арендаторам не придется ходить с мусорным ведром.

Как современные технологии помогают справляться с чрезвычайными ситуациями?

— Системы противопожарной безопасности и пожаротушения в таких зданиях, как наше, — и мы не исключение — являются космическим элементом с точки зрения сложности и, главное, безотказности. Мы разбили башню на 26 противопожарных отсеков, каждый из которых представляет собой независимое пространство, обеспеченное всем необходимым для борьбы с пожаром. Датчики противопожарной системы реагируют не только на возникновение пожара, но и на изменение состояния воздуха — повышение температуры, появление даже признаков дыма.
Второй элемент для борьбы непосредственно с огнем — это самая современная система ТРВ — тонкораспыленная вода, которая гораздо эффективнее традиционной сплинкерной системы. Вода распыляется до микрокапель, тумана, который исключает доступ воздуха к очагу возгорания и равномерно исключает его распространение. Важно, что такая система не наносит ущерба имуществу, как это бывает при традиционных способах пожаротушения.
Чтобы доставлять спасателей и группы пожарных, предусмотрены специальные лифты: пять в башне и 11 в многофункциональном здании (МФЗ). В отличие от обычных лифтов, которые отключаются при чрезвычайных ситуациях, эти лифты специально оборудованы дополнительными защитными системами и будут работать до последнего эвакуированного резидента.

Будет ли контролироваться доступ в здание и как — с учетом его многофункциональности?

— Конечно, было бы проще все огородить высоким забором и никого не пускать, а если уже впустили, то не выпускать, тем более что система вакуумного удаления мусора у нас будет работать.
Но если серьезно, то инвестор поставил перед нами задачу сделать комплекс многофункциональным.
И если для офисной части будет стандартная система ограничения доступа, то для общественных пространств, которых будет особенно много в МФЗ, спроектирована отдельная система, которая обеспечивает охрану, идентификацию посетителей, отдельная система контроля за нетипичным поведением. Абсолютно незаметно для всех, например, отставший от группы будет выделен системой контроля на мониторах, чтобы посмотреть, действительно у него шнурок развязался или он хочет приклеить какой–нибудь ненужный нам датчик.

Какой экономический эффект дает внедрение всех этих ультрасовременных систем?

— Если бы новые системы не несли экономического эффекта, они бы просто не приживались. Эффект может быть непрямым. Например, свежий воздух плохо сам по себе монетизируется. Но, если представить, что уставший человек без кислорода к концу дня может принимать не самые лучшие решения, эффективность становится очевидной.
Современные системы инженерии имеют и прямую монетарную окупаемость, которая достигается экономией на эксплуатации. Тысячи датчиков и контроллеров позволяют кардинально сократить количество обслуживающего персонала. Ранняя диагностика позволяет существенно экономить на сервисе: если мы диагностируем технические проблемы на начальной стадии, то ремонтируем отдельные элементы, а если ждать, когда система перестанет работать, то придется ее менять целиком.
Расход тепла, электричества снижается при нашей системе контроля, потому что они достаточны, а не избыточны. Открывая форточку, когда жарко, мы переплачиваем за то, что сначала нагрели, а потом проветрили. И то же самое со светом: если вдруг становится погода лучше к обеду, то избыток освещения автоматически ликвидируется и не тратится электроэнергия.
Перепотребление — это не только экономическая, но и социальная проблема. Нужно уменьшать нагрузку на окружающую среду, сокращая потребление до достаточного. Не обязательно специально экономить, но, как показывает практика, если обходиться достаточным, то экономия образуется сама.
На каждом элементе мы экономим процент или даже долю процента, но из которых складывается общий ощутимый эффект. По шкале так называемого "зеленого здания" мы находимся в золотом стандарте и должны быть эффективнее, чем аналогичное стандартное здание, почти на треть.

Есть ли среди поставщиков оборудования и программного обеспечения российские компании?

— Есть российские поставщики, которые могут удовлетворить не только наши потребности, но самые высокие запросы, которые есть на рынке. Они конкурентоспособны на самом деле, а не потому что объявлен курс на импортозамещение. Абсолютно конкурентны российские компании в части систем автоматизации, управления светом. Коммуникации и кросс–связи между системами прописываются российскими протоколами, и нам нравится, что это признают западные поставщики.
Поскольку в наших системах много автоматики, программирования, элементов IT, то при выборе поставщиков мы также руководствовались принципом малой зависимости от "железа". Чтобы после приобретения оборудования или ПО мы не были привязаны к этому поставщику. Мир развивается быстро, и мы хотим при эксплуатации здания иметь возможность получать лучшее, а не то, что может предложить поставщик, работавший на этапе возведения.

После окончания строительства станет ли "Лахта центр" мировым образцом применения передовых технологий?

— Первые годы после открытия наш проект будет опережать время. Уверены, что многие решения впоследствии будут использоваться широко. У нас все технологии — это решения XXI века.
В дальнейшем перед нами стоит задача привносить в готовый объект то новое, что будет появляться на рынке, и все время подтверждать заявленный статус локомотива в технологиях и инновациях.

Биография

Александр" Бобков

> Окончил экономический факультет ЛГУ.
> Доктор экономических наук, автор диссертации на тему: "Формирование рациональной системы управления затратами с целью повышения эффективности функционирования строительного предприятия в условиях экономического роста Санкт–Петербурга".
> В строительной отрасли с 1994 г., руководил предприятиями: АООТ "Генеральная строительная корпорация", ООО "ГСК Красный треугольник", ЗАО "Кировский Пассаж", ООО "Управляющая компания "ГСК Холдинг".
> С января 2010 г. — исполнительный директор АО "Многофункциональный комплекс "Лахта центр".


Справка

Многофункциональный" комплекс "Лахта центр"

> Общественно–деловой комплекс, ядром которого станет штаб–квартира компаний "Газпром" и "Газпром нефть".
> Значительная часть площадей будет отведена под общественные функции.
> Общая площадь зданий и сооружений составит 400 тыс. м2.
> В 2015 г. завершен нулевой цикл. Окончание строительства планируется в 2018 г.