Как девушка с Урала построила на родине компанию по производству сладостей на основе меда

Автор фото: Архив "ДП"

 

Гузель Санжапова (28 лет) занимается бизнесом в родной деревне Малый Турыш под Екатеринбургом. Ее компания Cocco Bello производит и продает различные сладости на основе меда. Сейчас оборот предприятия составляет 6,5 млн рублей в год. Офис фирмы находится в Москве, производство — в Малом Турыше, а ее продукция продается в Петербурге, Москве и других городах РФ.

"С ним надо было что–то делать"

В 2013 году, когда семье Гузели в наследство досталась деревенская пасека из 69 ульев, она уже была предпринимательницей: вместе с подругой шила в Москве галстуки–бабочки. Оборот составлял 3 млн рублей в год.
Что делать с 2 т меда, которые давала пасека, семья придумать не могла: продавали соседям, и все равно были излишки. Родственники Гузели даже хотели отказаться от пасеки, но девушка придумала производить крем–мед и продавать модный продукт не в округе, а в больших городах. "Сразу скажу: я мед не ем, — признается Гузель. — Но его было очень много, и с ним надо было что–то делать".
Крем–мед получается, если взбивать обычный мед при определенной температуре. После обработки у него сохраняются полезные свойства, меняются консистенция и вкус. Чтобы отличаться от конкурентов, в мед стали добавлять ягоды: землянику, чернику, вишню, облепиху и т. д. Собирать "начинку" для меда стали деревенские бабушки.
Стартовый капитал составил 300 тыс.рублей, это были личные сбережения. Деньги на развитие своего дела Гузель нашла в Интернете: запустила сбор средств на краудфандинговой площадке Boomstarter. Было собрано 450 тыс. рублей: в стартап вложились 397 человек. На эти деньги Гузель купила сушилки для ягод. Медогонка и фасовочная линия уже были: семья тоже активно вкладывала деньги. Руководство производством взял на себя отец Гузели. На сертификацию продукта потратили 30 тыс. рублей. В результате крем–мед под маркой Cocco Bello стал продаваться в восьми городах России, в том числе в Москве и Петербурге.

Карамельная фабрика

Гузель провела уже три успешных раунда краудфандинга на Boomstarter и недавно начала четвертый. В результате более 2 тыс. спонсоров дали почти 2,5 млн рублей на оборудование, строительство и запуск цеха по производству крем–меда, медового мусса и травяных чаев — постепенно девушка расширила продуктовую линейку. На эти деньги в деревне строится не только бизнес, но и инфраструктура для жителей: построена детская площадка, скоро появится скважина для питьевой воды.
В конце года Гузель хочет вывести на рынок еще два продукта — леденцы с ягодами и "сладкие ложки" с травами, залитые карамелью (придают вкус при заваривании чая). Чтобы сделать продукцию массовой, предпринимательница собирает деньги на строительство карамельной фабрики общей площадью 200 м2. Инвестиции должны составить 6 млн рублей. Фабрика будет расположена в Малом Турыше, планируется, что на ней будут работать 10–20 человек (всего в деревне проживает 50). При удачном раскладе фабрика начнет работу уже осенью.
Крем–мед придумали канадские пчеловоды: производить его для домашних нужд начали еще в 1928 году. "В Петербурге мода на крем–мед появилась 3 года назад: его стали продавать на развес на ярмарках. В фасовке он появился 2 года назад: сейчас все крупные медовые компании стараются иметь эту позицию", — говорит владелец сети магазинов "Медомания" Роман Орисик.
На потребление меда петербуржцы совокупно тратят около 1,5 млрд рублей в год. До 40% покупок совершается на рынках и ярмарках, 25% — в специализированных магазинах, и еще 35% — в торговых сетях.