Когда большие идут к маленьким

 

В конце сентября в Петербурге состоялась презентация крупнейшего в РФ и Восточной Европе стартап-акселератора GenerationS. Это федеральная программа поддержки технологических предпринимателей, заявки на участие в которой ежегодно подают более 2 тыс. проектов. Акселератор проводится Российской венчурной компанией (РВК) с 2013 года. На мой взгляд, GenerationS стал своего рода барометром развития в России технологического предпринимательства. Анализируя заявки и результаты акселерационных программ, можно сделать выводы о балансе спроса и предложения на национальном венчурном рынке.
Одно из главных открытий в российской инновационно-венчурной экосистеме за последнее время: проекты из области фундаментальной науки могут приносить деньги своим создателям. Волна предпринимательства дошла до тех отраслей, где тема инноваций раньше не только не была популярна, но даже считалась чем-то оторванным от реальности. Проектами на открытом рынке стали интересоваться корпорации в области фармацевтики и медицины, сельского хозяйства, автоматизации производства и других технологических направлений.
Появляются инвесторы, фонды, которые готовы вкладывать деньги в проекты научной сферы, создается "окно возможностей" для высоконаучных проектов. Это зарождающийся тренд: изменения не очень заметны в финансовом эквиваленте, но в обзоре венчурной индустрии России за 2015 год в секторе биотехнологий было отмечено увеличение числа сделок с шести до 39 по сравнению с 2014 годом, а количество сделок в промышленной сфере выросло с 10 до 15. В прежние годы венчуры в основном ориентировались на IT-сегмент.
Важным трендом становится то, что российские корпорации начинают работу со стартапами на открытом рынке. Стимулом к этому стал идейный кризис в традиционном корпоративном секторе. Мир становится более конкурентным, для того чтобы добиться преимущества, нужно уметь быстро меняться и быть гибким — свойства, не самые характерные для большого бизнеса, но как раз присущие стартапам.
Крупный российский бизнес уже взаимодействует с малыми инновационными командами, создавая корпоративные акселераторы и венчурные фонды, чтобы быстрее реагировать на запросы рынка. Сегодня корпорации и стартапы учатся преодолевать коммуникационные барьеры, связанные с разным восприятием бизнес-процессов. Например, пока в крупной компании проходят процессы согласования, закупок, утверждения деталей сотрудничества со стартапом, проект может закрыться из–за недостатка средств. Но постепенно технологические предприниматели и корпорации начинают лучше понимать потребности друг друга.
Автор — заместитель генерального директора РВК