Блоги "ДП". Чего добился Олег Белозеров во главе РЖД

 

Чуть больше года прошло с момента назначения Олега Белозерова главой РЖД, а СМИ уже заговорили о его отставке. За время его правления выдающихся финансовых результатов железнодорожная монополия не продемонстрировала, важные реформы отложены. Зато доходы топ-менеджеров РЖД возросли на 47%.
Теперь, по мнению некоторых участников рынка, Олега Белозерова вернут в Минтранс, причем поставят во главе ведомства (уходил оттуда Белозеров в 2015 году с должности заместителя министра). А железнодорожную монополию возглавит вице-премьер Аркадий Дворкович, ярко проявивший свои таланты железнодорожника во время кризиса пригородных перевозок в 2014 году. Тогда РЖД отменила много электричек из-за убыточности пригородных перевозок, что привело к народным волнениям во многих регионах, одни из самых массовых выступлений прошли в Псковской области.
"Тема обсуждалась несколько месяцев, но тогда информированные люди говорили, что все на уровне слухов, а сейчас они ждут назначения", — пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на свой источник.
Надо отметить, пресс-секретарь главы кабмина Наталья Тимакова опровергла информацию о возможном назначении вице-премьера РФ Аркадия Дворковича на пост президента РЖД.
Петербургские бизнесмены из транспортной отрасли напоминают, что главное в возможных кадровых перестановках — это не назначение Дворковича (он и так уже входит с совет директоров железнодорожной монополии), а смена руководства в Минтрансе. О том, что Максима Соколова хотят поменять, говорили уже давно. "И это давно нужно было сделать, — отмечают транспортные бизнесмены. — Один "Платон" чего стоит! Министр не отстаивает интересы отраслевых компаний, где такое видано?" А что касается смены руководства главы РЖД, то к этому событию бизнес относится нейтрально. "Белозеров или Дворкович, кто-то еще — я не жду от РЖД перемен к лучшему", — заметил один из собеседников "ДП".
На самом деле бизнесмены правы: что изменилось в РЖД с августа 2015 года, когда монополию возглавил Олег Белозеров? Прежде всего, изменилась риторика. Новый руководитель почти по всем темам высказывался в пику своему предшественнику Владимиру Якунину. Например, Якунин настойчиво просил правительство нарастить субсидии, повысить тарифы, чтобы РЖД могла не сокращать пассажирские перевозки и развивать инфраструктуру. А Олег Белозеров заявил о готовности отказаться от субсидий, от чрезмерной индексации тарифов. Более того, Белозеров раскрыл свои доходы, а Владимир Якунин никогда этого не делал. Как он сам говорил, из-за опасений за безопасность семьи. Еще Белозеров провел кадровую чистку в правлении железнодорожной монополии.
В общем, начал Олег Белозеров оптимистично. Только вот результаты деятельности РЖД, отраженные в отчетности компании, немного расходятся со словами. Например, согласно отчетности, средний доход (зарплата и премия) каждого члена правления (а Белозеров один из них) компании по итогам первого полугодия 2016 года составили 7,4 млн рублей в месяц. При Владимире Якунине средний доход члена правления едва превышал 5 млн рублей в месяц. А вот динамика производственных показателей деятельности железной дороги так сильно не впечатляет. Пассажирские перевозки как падали при Якунине, так и продолжают падать — прежде всего из-за сокращения пригородных перевозок.
Объем перевозимых по железной дороге грузов, правда, растет, но очень медленными темпами — в среднем на 1,3% в месяц в сравнении с 2015 годом, по итогам сентября железная дорога перевезла 102 млн тонн грузов. Зато выручка растет заметно быстрее за счет увеличения тарифов — по итогам полугодия доход (по международным стандартам финансовой отчетности) увеличился на 8%, до 1040 млрд рублей.
Размер субсидий из федерального и местных бюджетов сократился всего на 1,4 млрд рублей, до 28,2 млрд рублей. При этом чистая прибыль РЖД за полгода увеличилась на 73%, до 45 млрд рублей.
Министр транспорта Максим Соколов доволен положением дел и хвалит своего бывшего подчиненного: по его мнению, благодаря грамотным управленческим решениям Белозерова обеспечена безубыточность деятельности РЖД при минимальном росте тарифной нагрузки.
Пересмотр тарифов РЖД забуксовал. Олег Белозеров выступил с инициативной скорректировать прейскурант (документ, свод формул для расчета стоимости перевозки), чтобы исключить субсидирование низкодоходных перевозок, в первую очередь угля (26% от всех перевозимых РЖД грузов), за счет перевозки более дорогих грузов. Подготовка нового прейскуранта затягивается, появление документа ожидается теперь не ранее 2020 года. А до этого момента предполагается вносить в прейскурант небольшие изменения.
Публично комментировать возможные кадровые перестановки в РЖД участники рынка не желают, но не исключают, что Олег Белозеров вполне может возглавить Минтранс, особенно после того, как получил бесценный опыт управления РЖД. Став министром, он сможет контролировать реформирование РЖД. "Ну, он хотя бы будет понимать, о чем идет речь", — резюмировал представитель одной из логистических компаний.