Х5 Retail Group активно открывает на Северо-Западе новые "Пятерочки"

Автор фото: mediaportal.x5.ru

По итогам года Х5 Retail Group готова открыть около 160 магазинов на Северо–Западе. Конкурировать за места приходится с "Дикси" и "Магнитом", остальные сети более сдержанны в кризис.

С начала года "Пятерочка" открыла 112 магазинов, говорит Андрей Нор–Аревян, директор Северо–Западного дивизиона торговой сети "Пятерочка". "По плану было 133 торговые точки. Думаю, всего откроем 160–165", — добавляет он. По его словам, примерно половина — 68 магазинов были открыты в Петербурге и Ленобласти, а остальные — в других регионах Северо–Запада.
Не так давно генеральный директор всей сети "Пятерочка" Ольга Наумова говорила о планах по итогам года нарастить федеральную сеть на 2 тыс. магазинов. Если планы удастся реализовать, то Х5 превзойдет темпы роста прошлого года. В 2015 году Х5 заявляла о планах запуска 145 "Пятерочек" на Северо–Западе, но перевыполнила план и открыла 152 объекта. Прирост товарооборота Северо–Западного дивизиона Х5 к прошлому году составил 18%.

Пока снят запрет

Сейчас торговая сеть "Пятерочка" насчитывает свыше 815 магазинов в Северо–Западном регионе, к которому компания относит Петербург, Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую и Мурманскую области, а также Республику Карелия.
"Пятерочка" активно расширяется с 2013 года, когда УФАС по Петербургу сняло запрет на открытие компанией новых магазинов. Напомним, до введения закона о торговле Х5 занимала доминирующее положение на рынке, ее доля на петербургском рынке в 2009 году, по оценкам ФАС, составляла 35% — это на 10% больше установленного законом предела.
За время действия запрета конкурентам удалось размыть долю лидера рынка. Поэтому на протяжении последних 2 лет компания придерживалась тактики быстрого расширения, чтобы вернуть позиции. Сейчас доля рынка ретейлера, по его оценкам, в Петербурге и Ленобласти составляет чуть больше 20%.
По данным "Петростата", в январе–августе 2016 года оборот розничной торговли в Петербурге и Ленобласти составил 996,1 млрд рублей, из них 401,9 млрд рублей — оборот торговли пищевыми продуктами. "Я думаю, по открытиям Х5 установит рекорд за всю историю, даже "Магнит" в лучшие годы не открывал столько магазинов", — констатирует Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. Он отмечает, что обновленный формат "Пятерочек" получил поддержку у акционеров компании, и они готовы вкладывать в экспансию.
Как отмечает Иван Федяков, основные открытия "Пятерочка" готовит не в Петербурге, а в других городах Северо–Запада. В Петербурге же сеть рассматривает либо удачные места, либо новые микрорайоны. "Их не пугает близость к магазинам конкурентов, они нашли баланс по цене и качеству", — отмечает Иван Федяков.

В борьбе за место

Основные противники "Пятерочки" в борьбе за помещения — "Дикси" и "Магнит", которые развиваются сопоставимыми темпами. В Петербурге работает более 20 сетей продуктовых супермаркетов, но почти две трети рынка занимают "Дикси", "Продовольственная биржа", "Магнит", ТД "Интерторг" и X5 Retail Group, причем по количеству магазинов лидирует "Дикси", говорит Александр Просенков, руководитель департамента стрит–ретейла Colliers International в Петербурге.
В компании "Магнит" комментировать планы по запуску новых магазинов не стали, но уточнили, что на 30 сентября 2016 года в Петербурге работает 132 магазина в формате у дома, а в Ленобласти — 192.
Времена меняются
Раньше ряд игроков вели довольно агрессивное развитие, говорит Юлия Корчемная, руководитель направления стрит–ретейла JLL в Петербурге, но сегодня наблюдается оптимизация существующих сетей — в частности, "Магнит" закрыл некоторые магазины, все операторы считают экономику и не готовы на "нерыночные" ставки.
По данным Colliers International в Петербурге, супермаркеты, как правило, готовы платить до 1,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц за помещения, расположенные в местах с хорошим пешеходным трафиком. По оценкам брокера, емкость рынка позволит операторам продуктового ретейла активно развиваться еще на протяжении 2 лет как минимум. По итогам III квартала 2016 года доля присутствия продуктовых ретейлеров на основных центральных торговых коридорах Петербурга составила 7%, приводит данные Александр Просенков.
За 8 месяцев 2016 года мы открыли 47 магазинов "у дома". Всего в Петербурге и Ленобласти работают 390 "Дикси". Сеть продолжит укреплять свои позиции на территориях, где уже представлены магазины. Для формата магазина у дома мы рассматриваем различные варианты размещения, но приоритет отдаем спальным районам и магистралям. В Петербурге уровень концентрации сетей продуктового ретейла один из самых высоких в России. В регионе не хватает площадей, подходящих для размещения магазина не только по планировке, но и по окружающей инфраструктуре. Но мы научились справляться с этой ситуацией, у "Дикси" уже накоплен опыт использования помещений со сложной конфигурацией.
Екатерина Куманина
директор по корпоративным и внешним связям ГК "Дикси"
С поиском помещений ситуация в городе плохая. Очень высокая конкуренция. В прошлом году больше всего магазинов открывали сети "Пятерочка", "Дикси" и "Магнит". Самую жестокую борьбу за помещения ведет "Магнит", который готов платить за них выше рыночной цены. У федеральных сетей строже требования при поиске помещений. В первую очередь важно местоположение. Во–вторых, размеры торговых площадей. Они подбирают площадки четко под определенные параметры. Зачастую мы открываем магазины в помещениях, которые не подошли им по размеру. В этом году мы открыли 12 магазинов "Реалъ — Свежие продукты". До конца года откроем еще три.
Александр Мышинский
глава ГК "Реал"