Патриотическая инициатива государства отправит рынок разработки ПО в нокаут

Российский рынок разработки ПО упал, но уже готов отжаться, заверяют представители отрасли. Однако инициатива государства по ограничению налоговых льгот для экспортеров может отправить рынок в нокаут.

В свежем отчете некоммерческого партнерства "Руссофт", крупнейшего объединения разработчиков ПО в России, говорится о том, что российская софтверная отрасль выходит из кризиса: "Критическая точка пройдена в 2015 году". Надежды связаны с продажей ПО за границу: "В перспективность российского рынка (опрошенные компании. — Ред.) верят меньше, чем в экспорт".
Но зарубить эти надежды на корню может одно простое изменение: если государство согласно плану, рожденному в администрации президента, оставит важные для айтишников налоговые льготы (по страховым взносам) только для компаний, продукты которых есть в реестре отечественного ПО. В таком случае от получения льгот будут отлучены многие сервисные компании и все фирмы с долей иностранного капитала более 50% (в сумме они производят 60% всех зарубежных продаж ПО и услуг по его разработке).

Кризис, который прошел

В общем–то и кризис в отрасли IT был "особенный", сообщает "Руссофт": "Для большинства других отраслей такие же показатели свидетельствовали бы о вполне благополучных временах". Правда, год назад — получается, на пике кризиса, — "Руссофт" тоже делился оптимизмом. Реальность оказалась несколько хуже.
Осенью 2015 года организация прогнозировала рост общего оборота российских производителей ПО по итогам года на 10% (по сравнению с $12 млрд в 2014 году), при этом внутренний рынок должен был увеличиться на 3–6%, а экспорт — на 13–16%. В итоге, по подсчетам того же "Руссофта", экспорт вырос на 12%, а вот продажи на внутреннем рынке сократились (в рублевом выражении — на 3%, с учетом инфляции — на 12%, в долларах — "на десятки процентов").
В целом оборот разработчиков в долларах упал на 10% — сокращение зафиксировано впервые в истории. Для справки: в рублях он вырос на 40%. На счет текущего года в "Руссофте" высказываются загадочно, но тоже оптимистично: "В 2016–2017 годах можно ожидать как минимум сохранения показателей роста индустрии (см. "Объем экспорта...". — Ред.), но уже без всяких оговорок, — замечает президент НП "Руссофт" Валентин Макаров. — По всем параметрам будет либо убедительный рост, либо хотя бы символический". Позитивные ожидания основываются прежде всего на результатах опроса компаний: роста оборота за 2016 год ожидают 60% опрошенных.
В компании RAIDIX добавляют, что курс на импортозамещение раскрыл перед компаниями РФ и госструктурами отечественные продукты, которые раньше даже не включались в состав тендеров — не в силу недостаточного функционала, а из–за традиционной лояльности зарубежным брендам.
"Падение продаж в России все–таки было, и сейчас рост происходит очень осторожный, — отмечает гендиректор компании "Центр речевых технологий" (ЦРТ) Дмитрий Дырмовский. — Надежды на улучшение состояния отрасли прежде всего связаны с экспортом".

Лишенцы

Но на пути развития индустрии ПО в России может стать требование государства в 2017 году привязать получателей экономических льгот к реестру отечественного ПО.
В таком случае, по подсчетам "Руссофта", за 3–4 года отечественный рынок недополучит несколько миллиардов долларов от экспортных поступлений за счет снижения темпов роста с 12–14% до отрицательных значений. В НП уверены: одни IT–компании переведут часть сотрудников за рубеж и наберут дополнительный персонал там, некоторые полностью переедут за границу, часть вернется к серым зарплатным схемам.
Как считают в "Руссофте", истинные причины ограничения политические.
"Если часть компаний вдруг лишится льгот, они, возможно, будут развивать бизнес в других местах. Зачем развиваться там, где это становится не очень выгодно?" — рассуждает глава First Line Software Александр Поздняков.
Российская индустрия ПО на равных конкурирует в мире, поэтому при отсутствии льгот заказная разработка может "утечь" в другие страны, добавляют в ЦРТ.
Ограничение льгот для IT–компаний приведет к изменению ландшафта рынка. Не секрет, сегодня работать из России выгодно по целому ряду причин. Искусственный барьер в виде преференций для одних производителей и дискриминации других вынудит последних уйти из России. В итоге мы получим очередную волну эмиграции. Кроме того, закрытость и "железный занавес" для софтверных компаний — это угроза застоя и шанс оторваться от актуальных трендов. Уже сегодня к российским IT–компаниям на Западе относятся с настороженностью, а после внедрения более жестких мер госрегулирования доверия не прибавится.
Николай Добровольский
вице–президент Parallels
Предложение оставить налоговые льготы только для "импортозамещающих" российских IT–компаний мне кажется контрпродуктивным. Во–первых, в условиях глобализации бизнеса между "российскими" и "нероссийскими" компаниями пролегает очень тонкая грань. В рамках индустрии до сих пор не затихают споры о льготах для представительств зарубежных IT–компаний в России, которые юридически являются отечественными предприятиями. Во–вторых, например, сервисные аутсорсинговые компании занимают очень существенную долю рынка и предоставляют массу рабочих мест, не производя собственных программных продуктов.
Андрей Федоров
председатель совета директоров ГК Digital Design