Автомобили сыграют в черный ящик. Сможет ли власть взять под тотальный контроль все новые машины

В.Клюшкин/ТАСС

Правительство РФ ради безопасности движения планирует встраивать в автомобили черные ящики, чтобы посредством ГЛОНАСС следить за параметрами движения. Предыдущая попытка установить контроль над транспортом с треском провалилась.

Правительство РФ предлагает с 2020 года встраивать во все новые автомобили черные ящики, которые зафиксируют и передадут через ГЛОНАСС в надзорные органы (Минтрансу, ГИБДД) все параметры движения каждого транспортного средства.
Создать "единую государственную среду передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями" (ЕГСНИ), предложил заместитель министр транспорта РФ Алексей Цыденов на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина, пишут "Известия". Минпромторгу, Минтрансу, Минкомсвязи и госкомпании АО "ГЛОНАСС" поручили подготовить и представить план мероприятий по формированию ЕГСНИ. Она может быть использована и в целях фиксации нарушений правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности.

Афера не удалась

Похожую идею, правда, только в отношении коммерческого транспорта, Минтранс пытался реализовать несколько лет назад, но она с треском провалилась. Как ранее писал "ДП", бизнесмены оспорили в судах все нормативные акты, обязывающие их устанавливать контрольное оборудование и платить специальным провайдерам за передачу информации. В Петербурге и Ленобласти служащие Северо–Западного управления Госавтодорнадзора (структура Минтранса) настойчиво рекомендовали руководителям транспортных компаний заключать договоры с ООО "ГЛОНАСС Северо–Запад" (ГСЗ), которым владеет которым 23–летний Артем Матяш — родственник бывшего вице–губернатора Ленобласти Николая Пасяды. ГСЗ становился единственным посредником по обмену данными между перевозчиками и Ространснадзором. Предприниматели не захотели ежегодно тратить на оплату услуг посредника около 6 млрд рублей.
Но главная интрига состояла в том, что информация о движении транспортных средств должна была поступать от автобусов и грузовиков в автоматизированный центр контроля и надзора (АЦКН — по сути сервер, аккумулирующий все данные) территориального управления Ространснадзора, а далее передаваться в Москву, в центральное управление Ространснадзора. Однако никакого сервера, как выяснилось в ходе судебных разбирательств, в Петербурге не было, то есть местные структуры Минтранса не могли ни получать, ни передавать информацию от перевозчиков.
Теперь у органов, надзирающих за перевозчиками, появляется второй шанс наладить взаимовыгодную систему контроля и учета.

Страховая телематика

Страховые компании активно внедряют телематические устройства, следящие за манерой вождения страхователя. "Устройство оценивает ускорения, перестроения, скоростной режим, — говорит Андрей Горяинов, представитель группы "Ренессанс страхование". — Оценить популярность таких устройств среди водителей сложно пока, так как мы их предлагаем не так давно". За аккуратную езду автолюбитель получает скидку (до 50%) на новый полис каско (скидка оформляется обычно на второй год страхования).
Всю информацию с телематических устройств (так их называют специалисты) страховщики собирают у себя и сами обрабатывают. "Если правительство внедрит черные ящики и мы получим к ним доступ, то это будет прекрасно! Нам не придется снижать тарифы. Мы сможем изучить поведение водителя на дороге прежде, чем заключить договор страхования. Думаю, скидки не получит никто, а вот агрессивные и энергичные водители получат наценки к базовому тарифу — они заплатят за свою манеру езды. Надеюсь, что аварийность снизится, сократится убыточность каско, а средние тарифы останутся на высоком уровне", — предвкушает один из страховщиков.