Блоги "ДП". Кризис в экономике или кризис в головах

 

Наша компания пережила два российских кризиса, и мне часто задают вопросы, как мы справились, как вышли из кризиса и почему некоторым другим это не удалось.
Любой кризис начинается с того, что всех пугают кризисом. Я уверен, что если бы нам каждый день не говорили по телевизору, что у нас кризис, то половина населения его просто не заметила бы. Да, конечно, есть куча объективных признаков кризиса, но в целом они легко укладываются в стандартную картину нашего бытия.
Да, некоторые люди потеряли работу. А что, раньше люди не теряли работу? Точно так же теряли. То, что в этом году их стало на доли процента больше, значит только, что среди вашего окружения таких может стать на одного знакомого больше. А может и не стать. Заметили бы вы это, если бы по всем СМИ постоянно не кричали бы о том, что кризис бушует в стране и безработица достигла максимума (хотя этот максимум может в процентном соотношении быть вообще мизерным)? Не думаю.
Кроме того, если смотреть на вещи объективно, то, когда воздушный шар снижается, в первую очередь избавляются от всякого хлама. Выбрасывают самое ненужное. Никто не станет выбрасывать за борт ценных и нужных для фирмы работников. Таких людей никто никогда ни при каком кризисе не уволит, ибо без них фирма работать в принципе не может. Наоборот, в период кризиса все за ними охотятся, так как пытаются купить хороший товар по низкой цене.
За все периоды всех кризисов в нашей клинике мы не уволили ни одного врача по той причине, что в стране кризис и нужно избавляться от врачей. Сократили чуток раздутый штат обслуживающего персонала, убрали одного инженера, одного администратора, и все. Да и то не из-за кризиса больше, а потому что посчитали, что нам столько не нужно. Никакой проблемы безработицы мы и наши работники не заметили. Возможно, что некоторые менеджеры, которые раньше больше играли в пасьянс и сидели в соцсетях, чем работали, потеряли свои насиженные места. Но в целом это полностью укладывается в концепцию выбрасывания хлама из летящего шара.
Упал курс рубля. Он что, раньше не падал? Сколько рубль был в свободном обращении, столько он и падал. За последние 20 лет он с 6 рублей за доллар упал до 60. В какие-то годы сильно, в какие-то не очень, но падал он всегда. По-моему, 2016-й — единственный год на моей памяти, когда он не то что не падает, а еще и растет чуть-чуть. И где кризис?
Государство и олигархи решают таким образом свои проблемы, это понятно. Но простому человеку, который живет на рубли, это ощутимо только в моменты, когда он пытается купить побольше валюты, чтобы положить ее в кубышку или поехать отдыхать за границу. Да, среди моих знакомых есть люди, которые раньше ездили 10 раз в году за границу, а сейчас стали ездить 3 раза. То же и со мной, кстати. В этом году у меня тоже 3 раза. Тяжело я это переживаю? Да нет, совсем не переживаю. Работы много, отдыхать некогда. Из 3 раз отдыхал всего один, а 2 раза — это повышение квалификации.
В магазинах поднялись цены. Да, многое можно объяснить курсом рубля, но в этом году, когда курс вообще не растет уже полгода, если не больше, объяснить рост цен иначе как сговором крупных торговых сетей и наглым, циничным обворовыванием населения никак нельзя. И делается это как раз под всеобщий вой СМИ о кризисе, который подливает масло в огонь и оправдывает любую пакость и подлость. Ну а что вы хотели, у нас же кризис, поэтому гречка, которая растет только у нас, никому, кроме нас не нужна и никогда не закупалась ни за какую валюту, выросла в цене в 2-3 раза. Ну а почему нет, если все знают, что кризис.
Кризис — это самое замечательное время для всякого рода аферистов, негодяев, воров, ну и государственного аппарата, конечно. Ибо кризис оправдывает все: и куда делись деньги, и почему народ плохо живет, и почему нужны непопулярные меры. На все один ответ — "так ведь кризис!". Ешьте свой кризис досыта.
У нас закупочные цены за последний год выросли на некоторые позиции чуть ли не в 5 раз, а цены в клинике практически не изменились, потому что мы понимаем, что у людей лишних денег нет, да и конкуренция в стоматологии сейчас настолько сильная, что мало кто может себе позволить поднять цены хотя бы в 2 раза без того, чтобы не лишиться почти всех пациентов. А если бы стоматологов было мало и они были объединены в крупные торговые сети, типа продовольственных, всем известных гигантов, то подняли бы они цены в 3 раза и спокойно рубили бы капусту. А куда денешься, если зуб заболел, а кругом все с одинаковыми ценами?! Ан нет, стоматологических клиник в городе как у дурака махорки, и как раз самые крупные сети больше всех и демпингуют, переходя на материалы самого низкого качества как раз в связи с кризисом! А как же иначе?!
Ну и о каком кризисе мы говорим? Кризис — он, как и разруха, только в наших головах!
Автор — директор сети стоматологий "Клиника доброго стоматолога"