Живые люди вне инкубаторов и коворкингов

  

Как–то раз мы сделали библиотеку для резидентов бизнес–инкубатора. Нашли партнера — известное издательство деловой литературы, получили первые книжки. Даже пригласили Боба Дорфа и Стивена Бланка (по очереди), чтобы они расписались на обложках. Идея была отличной: библиотекой пользовались как резиденты, так и мои коллеги. Действительно, в этих книгах чего только нет: можно узнать про подробно расписанные стратегии роста, принципы построения компании и многое другое.
В них нет только живых людей — клиентов будущего стартапа. Нет их и в офисах и коворкингах, где технологические предприниматели упорно работают над продуктом, боятся сорвать дедлайн и готовят презентацию (с безукоризненным бизнес–планом и прогнозом выручки) для инвестора, в том числе для "Биржи стартапов". А ведь среди инвесторов тоже встречаются живые люди, поэтому считаю своим долгом привести несколько невыдуманных случаев с их участием.
Хороший пример недавно рассказал Даниил Павлючков, основатель проекта Mailburn. Предлагая рынку новый интерфейс почтового приложения, показывающего переписку в виде чата, он не мог не учесть их мнение. Команда проекта не поленилась, пошла в кофейни и за чашку кофе просила посетителей кафе показать, как они отправляют почту. Внимательно отмечая последовательность их действий и реакцию на предлагаемые нововведения, стартап существенно изменил интерфейс продукта, сделав его очень естественным, а потому и популярным среди пользователей.
Вывод номер один: люди любят, чтобы им было удобно, — используйте это.
Еще один интересный случай произошел буквально на прошлой неделе. Наш резидент — участник "Биржи стартапов" Brainstorm предлагал инвесторам вложиться в свою разработку — нейростимулятор головного мозга. Из презентации следовало, что небольшая коробочка способна усилить самые разные параметры работы мозга: обучаемость, память, скорость реакции, навыки решения нетривиальных задач, математические и языковые способности. С каждой минутой скептицизм инвесторов становился все более осязаемым — ровно до слайда, сообщавшего об успешной краудфандинговой кампании, в ходе которой стартап собрал более 1,2 млн рублей: больше, чем планировал. И вот уже представитель известного банка заявляет о готовности испытать устройство на себе и принять решение об инвестициях в течение нескольких дней. Вывод номер два: живой человек обязательно оценит выбор большинства других живых людей.
Изучение живого человека является обязательным условием развития продукта. Вывод номер три: выходите из офисов и делайте свои выводы.
Автор - директор бизнес–инкубатора "Ингрия"