Крупнейший петербургский торговец автозапчастями создает федеральную сеть автосервисов

Крупнейший петербургский торговец автозапчастями Игорь Комолов, основатель сети "Евроавто" с оборотом 9 млрд рублей, создает федеральную сеть автосервисов, чтобы увеличить продажи. Пока через сервисы компания продает не более 15% запчастей.

Игорь Комолов, основатель сети магазинов автозапчастей "Евроавто", за счет продажи франшизы намерен открыть в Петербурге 40–60 станций технического обслуживания (СТО). "Вслед за Петербургом мы начнем открывать сервисы по франшизе в Москве, а уже потом в соседних со столицами регионах", — делится планами бизнесмен.
Главная цель создания федеральной сети СТО не в получении роялти (денежной компенсации за использование бренда "Евроавто"), а в увеличении точек продаж запчастей, поясняет Игорь Комолов. Сейчас через автосервисы "Евроавто" продает только 15% запчастей, а остальное — в своих магазинах. Но автовладельцы все реже самостоятельно покупают запчасти, предпочитая обращаться в сервисы, которые сами закупают необходимые для ремонта автомобиля детали.
Спрос на услуги автосервисов стремительно растет. Из–за девальвации рубля и снижения доходов россияне предпочитают поддерживать свои автомобили в работоспособном состоянии, а не покупать новые машины. Причем на запчастях граждане тоже стараются экономить, по возможности приобретая вторичные (бывшие в употреблении) запасные части, с разборок. В этом сегменте у "Евроавто" самые сильные позиции в городе — 23 года назад Игорь Комолов начал свой бизнес именно с разбора автомобилей и продажи их по частям.
Сегодня на фоне снижения доходов горожан интерес к вторичному рынку автозапчастей снова вырос. Однако львиная доля таких деталей продается на сером рынке. Как ранее писал "ДП", в Петербурге увеличилось количество угонов автомобилей с целью последующей их продажи по запчастям.

Маржа сгорела

Сейчас в Петербурге под брендом "Евроавто" помимо авторазборок работает 15 магазинов, 11 станций технического обслуживания (одна из них для грузовиков). Еще одну станцию за 200 млн рублей "Евроавто" приобрела в Москве полгода назад. Совокупный доход всех СТО примерно 600 млн рублей в год.
"Это бывший дилерский центр "Пежо". Самый крупный в Европе. Дела у них шли не очень хорошо, и нам удалось выгодно приобрести этот сервис–центр", — говорит Игорь Комолов. По его словам, дела в столице пока не оправдывают ожиданий. "Мы там малоизвестная компания. Начинаем осваивать столичный регион с нуля", — говорит бизнесмен.
Эксперты оценивают петербургский рынок авторемонта в 35,5 млрд рублей в год (см. также "Объем рынка авторемонта в Москве"). Примерно половина этой суммы приходится на запасные части, используемые в ремонте. Всего в Петербурге 3,7 тыс. неофициальных СТО. По признанию Игоря Комолова, 2 тыс. петербургских автосервисов — постоянные клиенты "Евроавто". Доходы компании от продажи запчастей, по оценкам экспертов, превысили отметку 9 млрд рублей — они растут как за счет увеличения спроса, так и за счет роста цен. А вот маржа от продажи запчастей упала после того, как в октябре 2015 года в пожаре на Парнасе погибли складские запасы "Евроавто".
Убытки от пожара, по словам Игоря Комолова, составили 720 млн рублей, и пока они не покрыты. А маржа сократилась из–за того, что компании пришлось восполнять ассортимент, покупая запчасти у конкурентов. "Клиенты ничего не заметили. Ассортимент у нас не изменился", — уверяет Игорь Комолов.

Туманные перспективы

Инвестиции в федеральную сеть СТО Игорь Комолов оценивает только в части затрат на подготовку персонала в собственном образовательном центре: сделать из выпускника колледжа квалифицированного автомеханика будет стоить не меньше 1 млн рублей, подсчитал бизнесмен. По его словам, отсталая материальная база — главная проблема российского профессионально–технического образования: студентов учат ремонтировать советские моторы и коробки передач. Закончив училище, они не знают, с какой стороны подойти к двигателю иномарки. Зато у выпускников хорошая теоретическая база. Какую прибыль принесет "Евроавто" франчайзинг, бизнесмен затрудняется оценить. Размер роялти в компании еще не определили. "Мы думаем сейчас об этом. Дело в том, что сервисам придется вкладывать средства в модернизацию, покупать новое оборудование, чтобы соответствовать нашим стандартам. Для нас это важнее, чем получение вознаграждения", — говорит Игорь Комолов. По его словам, сервисы, приобретающие франшизу, будут покупать запчасти в "Евроавто".

Зачем это сервисам

Игорь Комолов уверен, что реакция владельцев СТО на предложение "Евроавто" будет положительной. "Мы встречались со многими владельцами сервисов. Большинство из них сетует на нехватку клиентов. Мы готовы направить к ним клиентов, которые обращаются в наш call–центр. Понятно, что мы более известная и узнаваемая компания, чем какой–нибудь независимый автосервис, у нас больше ресурсов для привлечения клиентов", — делится оптимизмом бизнесмен.
"Для потребителя в такой модели важно, что сервис и запчасти находятся в одном месте (у одного оператора), — соглашается генеральный директор агентства Auto–dealer–СПб Михаил Чаплыгин. — Преимуществом перед другими сервисами может стать в том числе стоимость запчастей и их наличие".
Не все опрошенные "ДП" участники рынка разделяют такой оптимизм, отмечая, что все чаще и автовладельцы, и СТО покупают запчасти через Интернет — в глобальной сети конкуренция выше, цены ниже и не нужна франшиза, чтобы купить деталь. "Франшиза обременит меня обязательствами и лишит свободы действий. Зачем мне это?!" — воскликнул один из владельцев СТО. По словам другого владельца автостанции, все крупные сервисы и так предоставляют клиенту запчасти. "В 90% случаев автовладельцы покупают запчасти в Интернете, и только в 10% случаев — в магазинах".
"Идея взять франшизу "Евроавто" хорошая, чтобы получить дополнительных клиентов. Однако стоимость работ в их сервисах не всегда оправдывает ожидания клиентов по качеству услуг. Мы специализируемся на французских машинах, и к нам иногда приезжают автовладельцы, не полностью удовлетворенные качеством: то у них нет диагноста, то еще чего–нибудь. Можно взять у них франшизу, чтобы привлечь новых клиентов, и открыть еще одну площадку, но сохранить свой бренд", — говорит Антон Фадеев, технический директор СТО "Французский Альянс".
Официальных дилеров тоже не стоит сбрасывать со счетов. Они активно развивают направление сервиса и предлагают владельцам машин старше 2 лет недорогие неоригинальные запчасти, скидки на работы. И нередко обслуживание на фирменном сервисе обходится не дороже, чем на неофициальной СТО.
Существуют разные модели франчайзинга, и у каждой из них есть свои плюсы и минусы. Главный минус для франчайзи — отчисления из бюджета на открытие или переоборудование точек, взамен чего он, по сути, получает от франчайзера только вывеску. В данном случае для "Евроавто" автосервисы — это новые точки продаж. Удастся ли им найти такие сервисы, которых заинтересует работа по франшизе, зависит исключительно от условий, которые предложит "Евроавто". Плюсом для сервиса может стать, например, хорошо налаженная логистика поставки комплектующих.
Олег Рукин
руководитель Bosch–Service
Оригинальные запчасти, как правило, все покупают у дилеров, другие — в Интернете, в магазинах или на рынке. Продажи новых авто падают, и, что логично, износ машин увеличился, и ремонтировать их стали чаще. В свою очередь, сервисные центры снижают стоимость ремонта 5–7–летних машин, сокращая разницу в цене обслуживания у них и в серых СТО, число которых за последнее время увеличилось. Для официальных дилеров "Евроавто" — прямые конкуренты, поэтому, конечно, их такая франшиза не заинтересует.
Алексей Николаев
директор ГК "Авто Премиум"
Ремонтировать машины не перестали, но многие теперь чаще обходятся только необходимым ремонтом. Экономят и на запчастях — за последний год они подорожали в 2 раза. Выбор, где покупать автозапчасти, зависит только от финансовых возможностей клиента: если они ограничены, то владелец, как правило, покупает их сам, а если он может не экономить, то заказывает запчасти в самом автосервисе. Отличие в том, что сервис дает гарантию на все запчасти, а детали, купленные самостоятельно, довольно сложно потом вернуть и потребовать гарантийный ремонт.
Александр Жгун
технический директор "МОБИЛ 1 ЦЕНТР ФАВОРИТ"