Блоги "ДП". Почему военное столкновение России и США вполне вероятно

 

Политико-дипломатические споры России и США вокруг ситуации в Сирии достигли невиданного уровня напряженности. Представители Госдепа предрекли Москве боевые потери и теракты внутри страны, а также заявили о готовности прекратить сотрудничество. В МИД считают такие заявления подарком террористам и их поддержкой и почти прямым текстом говорят, что Вашингтон берет ИГИЛ (запрещена в России) под свое крыло.
Прямые военные столкновения России и США в Сирии, например в виде взаимных ударов по союзникам друг друга, вполне вероятны. Потому что невозможно в одной части планеты быть союзниками, а в другой – готовиться к взаимному сдерживанию.
Исполнился год со дня, когда Россия начала операцию в Сирии. Главной целью этой операции изначально была не столько борьба с террористами, сколько принуждение Запада к разговору с нами. Москва создала ситуацию, когда в небе Сирии находились боевые самолеты и России, и сил американской коалиции. Волей-неволей США были обречены начать переговоры.
Но перемирие было обречено. В его основе лежала идея военного сотрудничества между Россией и США. Но в то же самое время в Европе стороны приступили к реализации политики взаимного сдерживания. В США начался серьезный конфликт между Госдепом и Пентагоном. Чтобы вести военное сотрудничество в Сирии, нужно предоставлять России в режиме реального времени разведывательную информацию. И генералы говорят дипломатам: стоп-стоп-стоп, но ведь тогда они будут знать, как мы работаем с этой информацией, как используем ее при подготовке воздушных ударов! Так мы сдерживаем Россию в Европе или нет?
Стороны абсолютно не верят друг другу. Это взаимное недоверие сегодня прорвалось во взаимных угрозах. Определенные виды сотрудничества могут быть продолжены, но и столкновений исключать уже нельзя. А это грозит непредсказуемыми последствиями.
Мы вступили в ситуацию новой холодной войны, это факт. Вооруженные силы двух сторон находятся в непосредственном соприкосновении и угрожают друг другу. Поэтому сейчас надо вспомнить о позитивном опыте предыдущей холодной войны, то есть о взаимном сосуществовании. Надо садиться за стол переговоров и вырабатывать новые меры военного доверия.
В семидесятые-восьмидесятые годы мир не сгорел в ядерной войне потому, что были четко проложены красные линии, за которые нельзя было заступать. Существовали горячие линии для немедленной связи в случае кризиса. Этот опыт забыт. Те меры, что использовались в то время, уже не работают, хотя бы по причине развития военной техники. Нужны новые инструменты. Нужно сконцентрироваться на том, чтобы не поубивать друг друга.
Александр Гольц, военный эксперт