Как бизнесмены превратили хамство в стратегию

Автор фото: Андрей Дорожный

Истории клиентов о нахамивших им сотрудникам той или иной компании быстро расползаются по сетям, но многие руководители, вместо того чтобы пресечь подобное поведение, превращают хамство в бизнес-стратегию.

Хамство и эпатажное поведение давно попали в арсенал политиков как главный инструмент, позволяющий обратить на себя внимание максимального количества людей. Ранее неординарными высказываниями и откровенно хамским поведением привлек к себе внимание Владимир Жириновский, позже по его стопам пошел и депутат Виталий Милонов. А если говорить о мировой политике, то лучшего кандидата в плане оскорбительности заявлений, чем Дональд Трамп, кажется, не найти. Впрочем, президент Филлипин Родриго Дуэрте уже совсем скоро может присвоить себе все лавры главного хама мировой политики. Всего за пару месяцев он умудрился обозвать американского посла и президента США сукиными сыновьями. Перед последним Родриго Дуэрте, правда, потом извинился, но тут же назвал дураком генсекретаря ООН.
Но политики — не единственные, кто превратил откровенное хамство в основной и иногда единственный инструмент собственного продвижения, бизнесмены в этом вопросе также стараются не отставать. По идее, глава компании, обругавший клиента или кого-то из деловых партнеров, должен тут же стать изгоем в мире бизнеса и добровольно покинуть свой пост. Но идеальная схема слишком часто дает сбои, а то и вовсе работает с точностью до наоборот.  Дело в том, что взрослый дядька, ругающийся матом и размахивающий руками, — зрелище, от которого большинство отказаться не готовы, а если он еще и глава приличной компании, то история быстро приобретает черты вирусности. И соблазн воспользоваться этим сомнительным методом продвижения побороть удается не всем. В итоге плохишей в бизнесе меньше не становится, а в российском бизнесе в последние годы публичное хамское поведение вообще становится трендом.

Пионер и его последователи

Одним из пионеров в этой области стал Евгений Чичваркин, чей безудержный креатив не раз оценивали как обыкновенное хамство. Например, неугодившим партнерам бывший владелец "Евросети" под Новый год дарил фаллоимитаторы, к которым прилагалась записка: "Хотели подарочек? А …  (ничего) вам". Сотрудников "Евросети" Чичваркин тоже регулярно "радовал" в том же духе, а также постерами со слоганом: "Или … (работай усердно), или … (убирайся)". Уже после эмиграции он отметился еще несколькими скандальными заявлениями, например высказыванием о том, что "среди людей с ограниченными возможностями такой же процент быдла, как и среди прочих россиян, то есть запредельно высокий".
Есть смысл вспомнить и экстравагантные, граничащие с хамством рекламные акции компании Евгения Чичваркина — покупателям то предлагали прийти нагишом, то заманивали их плакатом "Евросеть — цены просто … (обалдеть)". Современными последователями столь отчаянного пиара можно смело назвать команду "Бургер Кинг". Название компании после неоднозначных слоганов вроде "Смотри не обострись" уже стало именем нарицательным, употребляемым в тот момент, когда надо сообщить об откровенно странном маркетинговом ходе. Копировать иные выходки Евгения Чичваркина руководящий состав пока не пытался.
Зато неоднозначным поведением удивлял многих, в том числе и своих подчиненных, известный предприниматель Олег Тиньков. Не так давно он назвал сотрудницу Тинькофф Банка "одной из наших дур". А до этого он кого только не оскорблял в своем Twitter: от сотрудника "Вконтакте" Максима Бабичева до Константина Эрнста.

Догнать и перегнать

Среди множественных последователей бывшего владельца "Евросети" можно отметить директора Aviasales Константина Калинова, который, проиграв пари своим же сотрудникам в 2014 году, дефилировал по офису компании в леопардовых стрингах, которые потом выставил на  аукцион. Кроме того, Aviasales не прошли и мимо истории с нападением на оппозиционеров в Сочи, разместив соответствующий пост. Недавно в компании отреагировали и на блокировку Pornhub, оперативно запустив сервис, имитирующий стиль порноресурса. Билеты и туры там продвигались с помощью слоганов, похожих на названия порнографических роликов.
А вот в плане вызывающего общения Константин Калинов, кажется, превзошел родоначальника своеобразного метода общения. Если Евгений Чичваркин пытался издеваться над собственными недругами тонко и по возможности элегантно (пусть получалось не всегда), то глава Aviasales просто нагрубил редактору издания Wonderzine. Последняя усмотрела в посте, размещенном на странице Aviasales в Facebook, расизм и пожаловалась на работу smm-редактора. В ответ Константин Калинов  назвал ее "… (обделенной мужским вниманием) телкой", заявил, что она страшненькая, и предложил "выписать ей мужика". Самые активные пользователи тут же призвали  бойкотировать сервис. А сам Константин Калинов в разговоре с "Медузой" расценил свои комментарии как шутку и объяснил, что он просто потроллил журналистку. Кроме того, он признался, что бойкота не боится.  
"Уйдут ну 20, ну 50 человек — с нашими миллионными объемами это ни о чем", — самоуверенно заявил Константин Калинов.

Угрожали, но не ушли

Идея с бойкотом услуг компании, поведение руководителей которых выглядит неуместно, вообще крайне популярна, но ровно настолько же непопулярно ее исполнение. Бойкотировать Ryanair в той или иной европейской стране предлагают по несколько раз в год. Есть за что — глава компании Майкл О'Лири не раз нецензурно бранился перед телекамерами и называл клиентов идиотами. Пассажирке, которая забыла распечатать посадочные талоны заранее и была вынуждена сделать это в аэропорту, позже пожаловавшейся на то, что эта услуга обошлась в 300 евро, глава Ryanair просто сказал, что она дура.
Маркетологи в один голос предупреждают, что такие выходки могут дорого стоить компании, от которой в итоге отвернутся все клиенты. Но на практике даже если скандальное поведение руководителей не идет на пользу бизнесу, то и заметного вреда для показателей компании, как правило, не много. Тот же  Ryanair остается самым популярным европейским перевозчиком в бюджетном сегменте. И это при том, что сотрудники компании стараются не отставать от руководителя — о том, как пассажиру нахамили на рейсе Ryanair, можно читать бесконечно. Кстати, не реже в последнее время появляются и истории от пассажиров, которым нагрубили стюардессы отечественной "Победы". Новый российский лоукостер взял на вооружение правила Ryanair и точно так же взимает плату за право сидеть на соседних местах, а также добавляет все новые и новые доплаты. Поведение бортпроводников, судя по отзывам, тоже копирует манеры сотрудников Ryanair. Истории про нахамивших быстро расходятся по Сети, обеспечивая лоукостеру немалое количество упоминаний, пусть и не в лучшем свете. Но это уже третий вопрос. Константин Калинов, например, замечал, что "главное, чтобы название компании в критических постах писали правильно".