Пройдет ли мода на уберизацию

  

Использование термина "уберизация" уже плотно вошло в бизнес–среду, а само явление, которое также называют экономикой свободного заработка, набирает обороты: сервисов, которые с помощью цифровой платформы напрямую соединяют клиентов и исполнителей, с каждым днем становится все больше. Так, по оценкам PwC, пять ключевых секторов "экономики Uber" (путешествия, car sharing, финансовые услуги, наем работников, потоковое воспроизведение музыки и видео) имеют потенциал роста с $15 млрд в 2015 году до $335 млрд в 2025 году.
Сегодня даже крупные госкомпании задумываются о применении модели Uber. Недавно РЖД обсуждали с ФАС России возможность создания электронной площадки для оперирования вагонами, с помощью которой можно будет в режиме реального времени выбрать самый ближний порожний вагон, чтобы подать его грузоотправителю.
На первый взгляд, уберизация экономики, безусловно, положительное явление, однако почему же тогда есть те, кто выступает против? Попробуем в этом разобраться. Начнем с плюсов уберизации.
Во–первых, сервисы, созданные по модели Uber, можно использовать практически во всех отраслях, где есть относительно простые бизнес–процессы, пригодные для стандартизации. Во–вторых, убер–сервисы устраняют посредников и в конечном счете снижают издержки. В–третьих, все это открывает новые возможности для развития фриланса, самозанятости и малого бизнеса. Например, сегодня многие небольшие производители продуктов уже не нуждаются в проникновении в крупные ретейл–сети, они продают продукты через сайт и соцсервисы.
Теперь с помощью смартфона любой желающий может получить дополнительный источник дохода, устроившись, например, курьером — мобильное приложение позволит отслеживать поступающие заказы и выполнять их, когда удобно. По данным JP Morgan Chase Institute, количество граждан США, зарабатывающих посредством мобильных приложений, за последние 3 года увеличилось в 47 раз, до 10,3 млн человек. В России, как считают эксперты, уберизация может стать значимым фактором борьбы с безработицей. Так, по данным ВШЭ, в 2015 году доля самозанятых в РФ составила 40% трудоспособного населения. Уберизация формирует справедливую цену на рынке. Отзывы потребителей имеют все больший вес, а значит, на первый план выходит качество товара или услуги.
К негативному влиянию можно отнести коренное изменение и дестабилизацию экономических отношений в целых отраслях, потерю рыночной ниши многими компаниями, особенно теми, кто выполняет роль посредников между производителями и покупателями. Кроме того, уберизация создает проблемы государству. Такой бизнес сложно контролировать и регулировать, облагать налогами, отслеживать ситуацию с занятостью. Однако распространение уберизации уже необратимо. За модным трендом скрывается новая бизнес–модель на b2c– рынке, цель которой — повышение качества сервиса для покупателя за счет использования IT.
Автор - заместитель генерального директора IT–компании "Нетрика"