Прививка системного мышления

 

Практически во всех российских технических вузах присутствуют университетские акселераторы, призванные стимулировать студентов к предпринимательской деятельности, развивать культуру стартапов. Во многих университетах инноватика (область знаний о сути инновационной деятельности. — Ред.) стала бакалаврской и магистерской программой. Однако лишь немногие вузы действительно преуспели в этой деятельности.
К сожалению, до сих пор в академической среде предпринимательство встречает сопротивление, считается чем–то недостойным настоящего ученого. На уровне школ знакомство с этой экономической сферой отсутствует вовсе. Но как ребенок сможет выбрать своей специальностью инновационную деятельность, если даже не знает о ее существовании. Кроме того, зачастую сами студенты не готовы к работе, что является следствием девальвации научно–технического и инженерного образования.
Внаших инженерно–конструкторских школах мы обучаем детей всему "в боевых условиях". Они делают технические проекты, максимально приближенные к реальным. В учебную задачу входит учет себестоимости будущего продукта, оценка его конкурентоспособности на рынке. Ведь результат проекта существует не сам по себе, а в реальной рыночной среде. Так естественным путем дети получают представление о маркетинге как о необходимой составляющей инновационной деятельности.
Недавно в ИТМО состоялась конференция "Люди будущего", где говорилось, что в образовательном процессе надо уделять внимание воспитанию предпринимательских навыков. Для этого благотворительный фонд "Система" перечислил 6 млн рублей в Университет ИТМО — на развитие образовательной программы по подготовке IT–специалистов для нужд АФК "Система". Все–таки поддержка IT–образования стратегически важна для будущего нашей страны.
Конечно, предпринимательскую жилку сложно привить человеку. С такими способностями нужно родиться. Но многолетний опыт показывает, что зачастую инженеры–конструкторы и предприниматели — очень похожие по складу люди. И тем и другим важно всего добиться самим, выстроить работающую инфраструктуру вокруг своей идеи, стать лидером команды.
Любой владелец стартапа значительно лучший маркетолог, чем какой–нибудь директор по маркетингу. Ведь ему приходится думать обо всем. Наших школьников мы так же учим мыслить системно и комплексно, чтобы в дальнейшем они могли успешно реализовывать собственные замыслы и проекты.
Юлия Селюкова - директор НП "Лифт в будущее"