Петербуржцы догнали гурманов Европы

 

Обвинить Петербург в низкой ресторанной культуре нельзя: по обилию, а главное, разнообразию ресторанных концепций конкурирует с ним только Москва. Петербуржцы довольно много тратят на рестораны, средний чек сопоставим со столичным, хотя доходы у жителей Петербурга ниже, отмечают в исследовательской компании NPD Group. При этом город накладывает свой отпечаток — в рестораны и кофейни люди чаще ходят компанией, с друзьями, тогда как в Москве довольно большой процент визитов приходится на одиночек. А вот еда на ходу, торопливый завтрак вне дома все еще петербуржцам несвойственны. Тем не менее рестораторы могут ожидать перемен и в этом направлении. Как показывает опыт, всего за 3–5 лет рынок может сделать качественный скачок вперед.
Успех ресторанным проектам в спальных районах эксперты предрекали еще 10 лет назад. Они сулили популярность подобных заведений среди тех горожан, которые не хотят тратить время на поездку в центр города или стояние в дорожных пробках, обещали, что гости будут ходить всю неделю и всей семьей. В итоге такие проекты стали появляться, но на поверку оказалось, что в сознании потребителя ресторан приравнивается к празднику, а значит, его посещение требует особого случая и тщательной подготовки, и уж конечно, светский раут никак не может проходить в соседней парадной. Рестораторы, рискнувшие начать работу в спальных районах, были вынуждены проводить бесконечные реконцепции в попытках привлечь гостей. Долгое время казалось, что удел окраин — банкетные залы для свадеб и поминок да демократичные сетевые кафе, которые всегда в одном и том же составе окружают любую станцию метро за пределами центра, превращая разные районы в братьев–близнецов.
Но перемены в сознании потребителей все же произошли. Прогнозы экспертов сбылись — сегодня посещение ресторана действительно перестало быть исключительным событием и стало частью повседневной жизни петербуржцев. "Да, это так, в ресторан идут не потому, что праздник отмечают, а потому, что дома лень готовить", — говорит один из рестораторов. Часто пригородные заведения вечерами более заполнены, чем их аналоги в центре, добавляет он. С учетом того что места под ресторан в центре города в дефиците, да и заплатить за них придется высокую цену, смена потребительских привычек выглядит очень многообещающе для рынка. Впрочем, для давних игроков это не новость — практически все ресторанные холдинги уже имеют в своем портфеле несколько крупных — площадью 400–500 м2 — ресторанов в спальных районах.
Центр же города останется приютом для туристов и гостей Петербурга, что тоже прекрасно вписывается в европейский сценарий развития мегаполиса. Жизнеспособность этой модели рестораны города почувствовали еще в прошлый кризис. Тогда на смену магазинам одежды, дорогой техники на Невский проспект пришли недорогие закусочные и рестораны фаст–кэжуал.