"Петродвор" вложит 240 млн рублей в производство мраморной говядины

ООО "СХП "Петродвор" вложит 240 млн рублей в производство мраморной говядины. Эксперты говорят, что направление перспективное, несмотря на эмбарго, объемы импорта все еще высокие.

Как рассказал "ДП" совладелец сельхозпредприятия "Петродвор" Давид Оболадзе, предприятие, расположенное в Бокситогорском районе Ленобласти, планирует создать мясное направление на 5 тыс. голов крупного рогатого скота, что к 2019 году позволит производить 1,5 тыс. т говядины в год. Это потребует около 150 млн рублей инвестиций. В 2016 году уже стартовала первая часть инвестиционного проекта стоимостью 90 млн рублей. Она предполагает реконструкцию ферм и закупку мясного стада на 1 тыс. бычков. Окупить проект планируется за 5 лет.
Как поясняет Давид Оболадзе, мясное направление не развито в России, поэтому очень перспективно. Потребление говядины в кризис несколько упало, но эксперты прогнозируют, что со следующего года оно будет расти.
"Проблем со сбытом не будет, — уверен бизнесмен. — Уже сейчас оптовики говорят, что заберут все, что мы произведем. Кроме того, мы фактически замещаем выпавшие объемы после запрета на ввоз мясопродуктов из Евросоюза".
По его словам, сегодня на мясной скот приходится около 8% общего поголовья в России. В Европе это около 30%, в США и Австралии — около 80%.
Сейчас "Петродвор" занимается молочным животноводством и производит около 600 т молока в год, которое поставляет в Вологодскую область.

Дефицитное мясо

В целом по России объем производства говядины составил 1,64 млн т, из них только треть — промышленное.
"В России в промышленных масштабах говядину производят несколько компаний, крупнейшая — "Мираторг". На крестьянско–фермерские хозяйства приходилось всего 6% говядины от общего объема. Большую часть (60%) вырабатывают хозяйства населения", — говорит Любовь Бурдиенко, коммерческий директор ИАА "ИМИТ". В этом секторе Россия все еще остается импортозависимой страной, добавляет эксперт.
На руку местным производителям играет запрет на ввоз мясной продукции в Россию, введенный в 2014 году. Объемы импорта сократились (см. "Производство говядины...") в 2015 году на 37% по отношению к 2014 году и на 44% по отношению к 2010 году.
Из стран дальнего зарубежья за первое полугодие 2016 года импорт составил 130 тыс. т, что на 27,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом вырос импорт из стран ближнего зарубежья: за первое полугодие 2016 года импорт из Белоруссии составил 80 тыс. т, что на 27,3% больше, чем было поставлено в январе–июне 2015 года.

Заместить импорт

По мнению экспертов, несмотря на то что проекты по мясному животноводству долго окупаются, производители понимают, что дефицит охлажденной говядины необходимо компенсировать. По их подсчетам, отечественная говядина покрывает немногим более 50% от объема потребления.
По итогам 2015 года объем производства говядины в Ленинградской области составил 28,7 тыс. т — 7,7% от общего объема производства мяса в регионе, включая мясо птицы.
Сегодня в Ленобласти мраморную говядину производят ООО "Яровое" совладельца банка "Россия" Николая Шамалова, ООО "Урожайное" (подконтрольно топ–менеджменту "Водоканала Санкт–Петербурга"), ГК "Лосево", ОАО "Спутник", ОАО "Рассвет" и ряд других компаний.
"Если по всей России производство говядины за последний год практически не изменилось, то в Ленобласти выросло почти на 5,3%", — отмечают в ГК "Лосево", которая также недавно запустила проект по мясному животноводству.
Но в основном говядина — это побочный продукт молочного животноводства, а также продукция фермерских или личных хозяйств. Хотя потребление мяса в городе и области в 2 раза больше производства.
Как говорит генеральный директор ОАО "Рассвет" Андрей Иванов, производство говядины в регионе нужно развивать. "Часть этой продукции приходит в регион в охлажденном виде из Белоруссии. Думаю, местные производители вполне могут составить ей конкуренцию", — отмечает он.
По словам Андрея Иванова, спада потребления в связи с кризисом он не ощутил. "Мы поставляем продукцию на бойни Петербурга и Ленобласти, но много предложений из других регионов, то есть сырья явно не хватает", — поясняет он.
Сейчас многие перерабатывающие предприятия региона пользуются сырьем, которое ввозится из Белоруссии. Но белорусские поставщики продают здесь полутуши, которые еще надо разделывать. Кроме того, их сырье выше по цене из–за логистического плеча. Конечно, импорт есть и из других стран, нам даже с помощью Белоруссии не закрыть свои потребности в говядине. Так что местным производителям, безусловно, необходимо увеличивать мощности. Во–первых, чем ближе производитель, тем удобнее и дешевле для переработчика. Во–вторых, переработчик и производитель могут тесно работать вместе и помогать друг другу. Например, разработать группу продуктов из оставшихся невостребованными видов мяса.
Татьяна Якубчик
Директор По Закупкам Мясокомбината "Северо–Запад"