Как молодые бизнесмены заработали 180 млн рублей за год на фотографиях из Instagram

Автор фото: Сергей Ермохин

Бизнес на фотографиях из Instagram: как молодые предприниматели заработали на этом 180 млн рублей за год.

Совладельцы компании Boft Артем Гармерян, Денис Сколота и Таврос Мовсисян (всем по 28 лет) создали международную сеть автоматов самообслуживания, с помощью которых любой человек может распечатать фотографии из Instagram, "Вконтакте" или из галереи своего смартфона. Сейчас молодым бизнесменам принадлежат 25 автоматов в Петербурге, 40 — в Москве, 10 — в США, 10 — в Гонконге. Всего сеть Boft объединяет 170 аппаратов в России и 250 по всему миру (США, Норвегия, Вьетнам, Литва, Франция, Голландия и другие страны).

В стиле Polaroid

Партнеры познакомились в Финляндии: все трое учились в технологическом институте в Лаппенранте. Идея бизнеса появилась у Тавроса Мовсисяна в 2012 году, воплощать ее в жизнь начали в 2013–м. "Сейчас все фото хранятся в телефоне, их ценность падает. Нашей задумкой было материализовать фотографии на бумажном носителе", — объясняет Артем. На тот момент уже были сервисы, предлагающие печать фото из соцсетей в типографии: снимки клиенты отправляли по Интернету, а заказ получали по почте.
Молодые предприниматели решили упростить этот процесс и сделать ставку на спонтанных покупателей. Так родилась идея создать автомат по печати фото из Instagram: соцсеть как раз набирала популярность в России. Чтобы квадратные фотографии из Instagram смотрелись красиво, друзья подобрали формат Polaroid (3 на 4 дюйма). "В детстве, по крайней мере у нашего поколения, у всех были фотографии, снятые на эту камеру. Мы решили возродить традицию", — говорит Денис.
Стартовый капитал составил 8 млн рублей. Это были накопленные и взятые в долг деньги плюс проданная квартира.
Первый автомат марки Boft появился весной 2014 года в Москве на дизайн–заводе "Флакон". Летом автомат появился и в Петербурге — сразу на Невском проспекте.
"Стоило установить первый автомат, как это взорвало рынок", — вспоминает Денис. Хипстеры, облюбовавшие "Флакон", сразу полюбили "диковинку". В Петербурге тоже подхватили эту моду: в первый год работы к автомату выстраивались очереди. Три четверти активных клиентов Boft — девушки, преимущественно 14–22 лет.
Вложения в бизнес окупились за полгода: увидев ажиотаж, бизнесмены в Москве и Петербурге стали обращаться к молодым людям по поводу приобретения аппаратов. "Пока мы сами себя предлагали, мы слышали только отказ. Увидев автомат, клиенты пришли сами", — вспоминают предприниматели. Сейчас оборот российской сети составляет около 180 млн рублей в год, из них на Петербург приходится 36 млн.

Вовремя выйти

Автоматы Boft собираются в Великом Новгороде по 40 штук в месяц. Производство отечественное, но комплектующие заграничные. Только корпус российский, деревянный. Такой "шкафчик" легко вписывается в интерьер любого ТРК или размещается на пересечении туристских троп, оставаясь заметным.
В конце 2015 года Boft вышел на рынок СНГ, а в 2016 году его автоматы появились в Европе (первой страной стала Эстония) и США. В Петербурге, Москве и городах США предприниматели развивают сеть сами, в других точках — с помощью франчайзи, которых набралось уже три десятка.
"Два года назад, когда мы начинали заниматься автоматами по печати фотографий из соцсетей, на рынок было выйти несложно, — говорит Андрей Замошников, директор по развитию компании PhotoJet. — Сейчас в России работает около 10 производителей таких автоматов, два–три в Петербурге. А операторов таких услуг — сотни".