Блоги «ДП». В чем настоящая причина спора вокруг выставки Стерджеса

 

Прошедшие выходные пользователи социальных сетей провели в спорах о педофилии и искусстве. В одной из галерей в центре Москвы открылась выставка широко известного в узких кругах американского фотографа. Персонажи выставки — обнаженные совершеннолетние девушки и несовершеннолетние девочки.
В день открытия несколько известных граждан, включая депутата Елену Мизулину и нового детского омбудсмена Анну Кузнецову, выступают с заявлениями о недопустимости педофильской выставки. Им возражают некоторые искусствоведы и часть общественности: это не педофилия, это — искусство. К галерее приходят люди в военной форме и не пускают посетителей внутрь. Фотографии кто-то неустановленный облил жидкостью, также неустановленной (вероятно, мочой). Организаторы закрывают выставку.
Вопрос не в том, является ли педофилия преступлением (ответ уже дан Уголовным кодексом). Вопрос в том, является ли данная выставка пропагандой педофилии.
Вряд ли кто-то всерьез считает, что у искусства не должно быть никаких этических границ. Другое дело — вправе ли государство или тем более какие-то активисты мешать работе выставки на том основании, что лично им она кажется неэтичной.
Еще один вопрос, неизменно возникающий при каждом новом подобном скандале, состоит в том, зачем вообще привлекать к несимпатичной тебе выставке внимание. До ее открытия о ней знали в сто раз меньше людей, чем сегодня посмотрели те самые фотографии, которые видеть, по мнению настаивающих на запрете, не надо. Но обе стороны активнейшим образом привлекают внимание именно к тому, что им не нравится. Потому что и те и другие хотят поспорить и поругаться.  
Мир не черно-белый, и про выставку можно сказать самые разные вещи. Можно сказать, что обнаженные девочки — это как минимум двусмысленно. А можно сказать, что не всякая эротика есть порнография; поискам границы между ними посвящены сотни серьезных научных работ.
И то и другое — правда, и это все понимают. Но нет ни спора, ни обсуждения: одни находят тех, с кем бороться, другие — тех, кого проклинать. Все при деле, все довольны.
Кстати сказать, в Америке с выставками этого фотографа тоже боролись, и тоже — «общественные активисты». Но дело было еще в конце XX века. Сегодня подобное представить затруднительно. А вот хорошо это или плохо — это вопрос политических вкусов.
В романе Агаты Кристи «Восточный экспресс» один (впоследствии убитый) персонаж долго уговаривал Эркюля Пуаро провести расследование и узнать, кто ему угрожает. Великий детектив уклонялся от этой работы. В конце концов собеседник припер его к стенке и вынудил прямо ответить на вопрос, что же ему не нравится. «Не хотелось бы переходить на личности, но мне не нравитесь вы, мистер Рэтчетт», — ответил Пуаро.
Фотографии — это только предлог. Настоящая причина — во взаимной нелюбви спорящих оппонентов.