Как города — спутники крупнейших мегаполисов мира решают свои проблемы

Бум создания городов–спутников пришелся на вторую половину прошлого века. Так власти хотели разгрузить мегаполисы, частные инвесторы — создать свой город–сад. Спутники столкнулись с разными проблемами и решают их уже в XXI веке.

Те-Вудленс, спутник Хьюстона. США.

Говорят, Те–Вудлендс, расположенный в 45 км от Хьюстона, — экономически самый успешный новый город, созданный в XX веке. Это сообщество, которое за счет внутренних сборов обеспечивает работу всех городских служб. Его в 1974 году задумал нефтегазовый миллиардер Джордж Митчелл, для этого он учредил The Woodlands Corp. Проект должен был стать образцом комфортного и экологически чистого поселения. Те–Вудлендс быстро развивался, и многие фирмы перенесли сюда свои офисы. В 1997 году корпорацию The Woodlands выкупил Morgan Stanley и Crescent Real Estate Equities. К 2000 году из всех офисов, которые создавались в агломерации Хьюстона, треть приходилась на Те–Вудлендс, включая и офис Chicago Bridge & Iron. В прошлом году здесь достроила офис для 10 тыс. сотрудников Exxon Mobil.
109,7 тыс. — жителей Те–Вудлендс. Каждый покупатель недвижимости становится членом сообщества, и в зависимости от ее стоимости платит взносы, которые идут на оказание услуг.

Квинстаун, спутник Сингапура.

Квинстаун положил начало строительству новых городов в Сингапуре. С 1953 года здесь, как и в целом в Сингапуре, возводилось прежде всего государственное жилье. Квартиры в первом городе–спутнике доставались жителям мегаполиса, и они остались тут жить на десятилетия. Увидев, что пример Квинстауна удачен, власти начали строить другие города–спутники, а пионер столкнулся с неожиданной проблемой — старением населения. Сейчас в городе живут 98 тыс. человек, и почти 20% из них 65 лет и старше. С 2000–х годов власти активно развивают программы привлечения сюда молодежи, что избавится от репутации одного из самых пожилых городов страны. Для омоложения города здесь, например, строятся одно– и двухкомнатные квартиры, хотя изначально здесь в изобилии минимум трешки.
575 однокомнатных и социальных квартир расположено в Квинстауне. Здесь еще 266 студий и 3,2 тыс. квартир с двумя спальнями, а трех–, четырех–, пятикомнатных и выше — 29 тыс.

Порируа, спутник Веллингтона. Новая Зеландия.

К XX веку в Порируа уже было три церкви, отель, железнодорожная станция, магазин и психиатрическая больница. В конце 1940–х власти решили превратить его в спутник Веллингтона, с жилыми и промышленными зонам, деловым центром и парками. Но потребность в жилье, особенно социальном, была очень высока, и все силы сначала бросили на это. Город связала с Веллингтоном автомагистраль, Порируа развивался, но в нем совсем не было промышленности. В 1970–х сюда удалось привлечь General Electric, Kodak, Todd Motors. Дав толчок экономике, эти предприятия постепенно ушли из города, но на их место пришли другие. Так, автозавод Todd Motors, позже проданный Mitsubishi, четверть века был крупнейшим работодателем, но в 1998 году закрылся, а его площади приспособили под офисы, склады и торговлю.
$1,5 млрд на такую сумму произвели продукцию предприятия Парируа в 2015 году. В городе 4,1 тыс. предприятий, на них работают 1,7 тыс. человек. Всего в городе 53 тыс. жителей.

Базилдон, спутник Лондона. Великобритания.

В конце XIX века социолог–утопист Эбенизер Говард придумал концепцию города–сада. Критикуя хаотично разрастающиеся города, он призывал строить их по–новому: зелеными, малоэтажными, небольшими, но со всеми необходимыми функциями. Хотя для воплощения этой идеи было создано целое управление, реализоваться ей в полной мере не удалось. К идее, но в уже измененном виде, вернулись после Второй мировой. Одним из новых городов стал Базилдон, сюда из разрушенных войной трущоб столицы переезжали семьи рабочих, а государство предоставляло субсидии компаниям, готовым разместить здесь бизнес. Сейчас "новый город" уже пора обновлять, и в 2007 году был задуман план регенерации центра и строительства новых домов. Реализация плана оценивается в 2 млрд фунтов стерлингов, но пока он не продвинулся.

Трес–Кантос, спутник Мадрида. Испания.

Этот город власти создали с нуля, это была чистая политическая воля. В 1971 году было решено создать семь городов–спутников, чтобы разгрузить мегаполисы, но действительно стал городом только один — Трес–Кантос. Он расположился на сельхозугодьях в 22 км от Мадрида. Строительство города началось через 10 лет после идеи, в 1982 году, и прошло еще почти десятилетие, прежде чем он стал отдельным муниципалитетом: получение независимости для города, в котором жили уже 22 тыс человек, было важно — это означало самостоятельные финансовые решения. Близость к столице играет на руку новому городу, в Трес–Кантос работает Технологический парк Мадрида, созданный для компаний аэрокосмической сферы. Кроме того, здесь находятся офисы BP Solar, BDF Nivea, Siemens и других корпораций.
43,3 тыс. человек сейчас живут в Трес–Кантосе. Еще около 20 тыс. человек приезжают сюда на работу. Планируется, что город будет еще расти, и в нем поселятся 60 тыс. человек.

Зеленоград, спутник Москвы. Россия.

Зеленоград задумывался как город текстильщиков, фабрики и люди сюда должны были переехать из Москвы, но скоро проект переориентировали на развитие электроники и микроэлектроники. К концу советской эпохи в городе жили 150 тыс. человек. Его планировали развивать дальше, заложив новую промзону — Центр информатики и электроники, но с распадом СССР ее строительство прекратилось. Новые рабочие места не создавались, но жилье продолжали строить. Сегодня здесь живут 237 тыс. человек, многие из которых ездят на работу в Москву. Что решить проблему, 10 лет назад здесь стали создавать особую экономическую зону. К 2016 году в этот проект вложено 24 млрд рублей из бюджета, в ОЭЗ работают 37 резидентов, они инвестировали в свои предприятия 6,7 млрд рублей и создали 3 тыс. рабочих мест.
1957 год считается годом основания Зеленограда, но в это время власти только приняли решение о строительстве спутника, фактически же здания стали возводиться после 1960 года.
Автор: РИА Новости

Эври, спутник Парижа. Франция.

Во Франции, как и в Англии, была своя программа по созданию новых городов. Так, одним из пяти спутников, которые были задуманы вокруг Парижа, стал Эври — статус города он получил в 1965 году. Предусматривалось, что около 60% населения будет работать в самом городе на предприятиях, которые переводились из Парижа, и что за этими заводами переедут и парижане. Но только 20% работников последовали в новый город, остальные предпочли остаться в столице. В результате этого к 1978 году около половины построенного жилья пустовало. Но промышленность города постепенно развивалась. Сейчас в Эври располагается штаб–квартира ракетно–космической компании Arianespace, исследовательский институт информатики и космонавтики, штаб–квартира гостиничного оператора Accor.
52 тыс. человек живут в Эври. Маятниковая миграция в Париж велика среди жителей города, этому способствует хорошая транспортая связь по автотрассе и железной дороге.

Гургаон, спутник Дели. Индия.

Индийские города спутники сложно сравнивать с из европейскими или американскими аналогами, хотя бы по размеру населения — здесь даже у спутников счет идет на миллионы жителей. Например, один из главных спутников Дели — это 1,2–миллионный Гургаон с окрестностями. Город начал расти с приходом производственных компаний, первой из них стала автомобильная компания Maruti Suzuki Private Limited, первой крупной компанией из США, открывшей здесь филиал, стала General Electric в 1997 году. Развиваясь, Гургаон прошел путь от небольшой пыльной деревни до третьего по доходам на душу населения города Индии. Теперь и у него появляются спутники, например Манесар, который иногда называют Новый Гургаон — это самый быстрорастущий растущий промышленный центр страны.
250 компаний из списка самых крупных предприятий США Fortune 500 имеют представительства в Гуаргоне, в том числе Coca–Cola, Pepsi, IBM, American Express, MicrosoD.

Хогвлит, спутник Роттердама. Нидерланды.

Деревню Хогвлит решили преобразовать в город–спутник Роттердама после Второй мировой. Были спланированы девять городских районов, построено 17 тыс. домов. Но уже в 1970–1980–х началось увядание города. Город должен был стать промышленным центром, рядом находился филиал Shell, но из–за возникших проблем загрязнения окружающей среды и после нефтяного кризиса в 1980–х доходы жителей города резко снизились. Семьи с высоким достатком и средний класс начали уезжать отсюда, оставляя городу бедное население и этнические меньшинства. В 2001 году был придуман проект регенерации города, его назвали WiMBY! ("Добро пожаловать в мой двор!"). По инициативе WiMBY! создаются экспериментальные здания и небольшие проекты, основной идеей стало привлечение жителей к преобразованию.
34 тыс. человек живут в Хогвлите сейчас, хотя задумывался он для 60 тыс. жителей. Развитию города среди прочего помешало активное развитие соседнего Спейкенисса.
Вантаа, спутник Хельсинки. Финлядния.
Архитектор Сааранен спланировал систему Большого Хельсинки в соответствии с принципами децентрализации. В спутниках финской столицы появились некоторые промышленные и сервисные предприятия, но они хорошо связаны с самим городом общественным транспортом, в том числе метро. Благодаря близости аэропорта (открыт в 1952 году) Вантаа стал крупным транспортным узлом и логистическим центром всей страны. В начале 2000–х Вантаа много инвестировал в строительство социального арендного жилья. Кроме того, велики расходы муниципалитета на социальные нужды, поскольку в городе проживает много семей с детьми. Эти факторы привели к тому, что Вантаа стал одним из самых закредитованных регионов Финляндии. В Вантаа живет 211 тыс человек.
67% экономики Вантаа приходится на частный сектор.