Город — это просто

Сегодня в Эрмитаже открывается Форум пространственного развития (ISD Forum) – главная городская площадка для обсуждения проблем урбанизации.

О функциях города

Город — это конструкция, структура для проживания, работы, передвижения, отдыха. И эти функции нельзя разделять. Город как черепаха. Черепаха живет и работает в одном месте и двигается в пределах самой себя. Панцирь черепахи, кстати, выглядит как городской план. Можно представить, что произойдет, если разрубить панцирь на куски. Жить она будет там, есть там, работать там. Если сделать это — она просто умрет. Это происходит и в городах, где разделяют городские функции, разделяют людей по структуре дохода, по религиям, по возрастным категориям, там случается катастрофа, и город умирает.

Про стратегию

Для города важно иметь стратегическое мышление. Я побывал во многих местах, во многих странах, и в некоторых городах серьезно разочаровался. Я пытался узнать у людей, работавших в градостроительных отделах, в чем идея структурного роста города. Если честно, непонятно, за что они получают зарплату. Они только проводят диагностику. Я не против, но диагностику нельзя отделять от предложений. Нужно все время держать глаза открытыми, наблюдать за городом, понимать, что происходит и что произойдет, а диагностика помогает только сбалансировать разные варианты развития.

Об автомобилях

Самое ужасное существо — автомобиль. Он как гость с вечеринки, который поселился у вас навечно, выпивает, дерется и не уходит. Машина — эгоист, она обычно перевозит двоих–троих. Это очень требовательное существо, все ему нужно сразу — и бесплатные шоссе, и быстрые автобаны.
Машины — это сигареты будущего. Сейчас, когда я спрашиваю в аудитории, кто курит, поднимается всего пара рук. Десять лет назад я не думал, что это возможно, был бы лес рук. То же самое будет с автомобилями. Они будут существовать в будущем, обеспечивать рабочие места, будет автопром, но изменятся способы использования автомобилей. Мы будем их использовать для путешествий, в досуге.

Про мобильность

Такие существа, как автобусы, более солидарны и могут за раз перевезти больше 30 человек. Общественный транспорт должен быть дружественной системой, и автобусы могут быть такими. В Куритибе живет больше 3 млн человек. В 1974 году, когда мы начали модернизировать транспортную систему, автобусы перевозили 50 тыс. пассажиров в день. Сейчас — 2,6 млн. Между прочим, лондонская подземка перевозит 3 млн, хотя она же гораздо разветвленнее.
У нас не было денег на метро, но мы постарались дать его свойства автобусу. Сделали обособленные выделенные полосы, а время ожидания следующего автобуса составляет не больше минуты. Чтобы не терять время, оплата происходит перед посадкой.

Об общественности

50 лет работая в городах и с городами, я понял, что город не так сложен, как некоторые пытаются его представить. Город — это просто. Есть структура, в которой вы предлагаете сценарий, и каждый человек, хоть житель соседнего квартала, хоть профессиональный планировщик, может что–то предложить. Каждый раз, когда вы получаете ответ, это повышает качество ваших действий. Планирование идет по траектории, и вы оставляете место людям, чтобы они могли, если что, вернуть вас на эту траекторию. Нужно просто разговаривать.

Про города будущего

Город будущего физически не будет сильно отличаться от современного. Но грандиозные перемены уже происходят. Например, в области услуг, в предоставлении новых рабочих мест — они лучше вписываются в городскую текстуру. Я вот ненавижу Сан–Паулу, потому что приходится 3 часа ехать из вашего дома на работу. Но при этом там можно по приложению, как uber, вызвать вертолет. И все там окружено стенами.
А вот в Париже как–то я нашел дешевую квартиру площадью 10 м2. Но на самом деле больше было и не надо, потому что все остальное есть на улицах — магазины, кафе, рестораны.

Про то, как начать действовать

Креативность в том, чтобы начать. Не бойтесь, что у вас нет ответов на все вопросы. Если бы все знали все ответы заранее, то никто бы вообще ничего не начал. Если у вас есть идея — начните реализовывать ее. Со временем эти решения интегрируются. Я сознательно избрал для себя стезю "городской акупунктуры", то есть точечных изменений в городе. Крохотные изменения могут привнести значимые перемены. Как иглоукалывание, которое дает новую энергию, свежую кровь. Этот подход не заменяет градостроительства, напротив, это должно способствовать процессу планирования.
Иногда мы не начинаем что–то делать, потому что думаем: да, классная идея, но трудновыполнимая. Неуверенность в себе нам мешает. И еще бюрократия. Решения принимают бюрократы, но бог с ними — не обращайте внимания на бюрократов. Они же всегда начеку, чтобы убить вашу активность, потому что понимают, что сами не так креативны, как вы.

Про Петербург

Я люблю города. И Петербург я тоже очень люблю. Я вдовец, и если тут найдется красивая девушка–архитектор, то я бы на всю жизнь здесь остался. Ваш город может явить блестящий пример всему миру. Творите. Не верьте пессимистам — пусть они ворчат за чашкой кофе.

О мечте

Я очень счастливый человек, потому что за свою жизнь смог осуществить многие свои мечты. Я не о политических или профессиональных амбициях, а об обычных человеческих мечтах — свадьбе с любимой женщиной и так далее. Но я понял, что, если вы не в состоянии осуществить свою мечту, не превращайтесь в пессимиста.
Если вы посвятите свою жизнь осуществлению мечтаний, то когда–нибудь обязательно эта мечта постучит вам по спине и скажет: "Эй, привет, ты меня не забыл?" Жизнь всегда дает второй шанс, не теряйте его.
Автор - урбанист, экс–мэр Куритиба (Бразилия)