Сложности соискателей лицензий на отходы

В настоящее время деятельность, которая относится к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, подлежит лицензированию.

Для организации таких видов деятельности существует свои правила, которые раскрываются в четырех основных документах:
• Федеральном законе №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
• Федеральном законе №89 «Об отходах производства и потребления»;
• Постановлении Правительства РФ №1062 «Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»;
• Приказе Минприроды №379 «Об утверждении Административного регламента… по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности".
Новые требования
В декабре 2014 года вступил в силу Федеральный закон №458-ФЗ, вносящий изменения и дополнения в закон №89 «Об отходах производства и потребления». Главными новшествами стало, во-первых, отнесение к лицензируемым деятельности по сбору и транспортированию отходов; во-вторых, появление новых видов обращения с отходами — обработка и утилизация. Причем под термином «утилизация» в обиходном употреблении подразумевалась деятельность по размещению отходов на полигоне, в новой — использование отходов для производства сырья и продуктов с целью повторного применения.
Документ «Положение о лицензировании…» №1062 раскрывает перечень обязательных требований к лицензиатам. В частности, соискателю необходимо соответствовать следующим критериям:
a. у него есть, где собирать/обрабатывать/утилизировать/обезвреживать/размещать отходы. Это подтверждается документом на право собственности, аренды или лизинга конкретного объекта недвижимости (здание, сооружение, помещение, участок земли).
b. руководитель и сотрудники компании обучены обращению с отходами I-IV классов опасности в специальном учебном центре. Данный факт подтверждается удостоверениями о повышении квалификации «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления» и «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами».
c. у лицензиата есть специальное оборудование и установки, которыми компания пользуется на законном основании. Требование относится к деятельности по обработке/утилизации/обезвреживанию отходов I-IV классов опасности.
d. компания-перевозчик отходов обеспечена транспортными средствами, специально оборудованными для перевозки отходов и снабженными отличительными знаками в соответствии с правилами ДОПОГ (дорожной перевозкой опасных грузов).
e. при подаче заявления на получение лицензии компания обязательно предоставляет паспорта отходов I-IV классов опасности на все виды, с которыми она планирует работать. Более того, указывается, какой именно вид деятельности (сбор/транспортирование/утилизация…) будут осуществляться с каждым наименованием отхода.
f. при размещении отходов I-IV классов опасности компания обязательно проводит рекуперацию озоноразрушающих веществ из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов. Под рекуперацией здесь подразумевается извлечение, сбор и хранение озоноразрушающих веществ, которые содержатся в машинах, оборудовании и контейнерах в процессе их технического обслуживания или перед выводом их из эксплуатации.
Факт проведения рекуперации подтверждается не документально, а в ходе выездной проверки инспектора Росприроднадзора.
Реакция соискателей лицензии
Как это часто бывает, вступает в силу закон, в котором прописаны сроки его исполнения, обозначены штрафы за невыполнение, при этом задерживается выход официального регламента исполнения этого закона. Именно в таком положении оказались предприятия, работающие в сфере обращения с отходами в конце 2014 года. В 2015 году вышло изменение в законе о том, что переоформить и оформить лицензии необходимо до 1 июля 2015 года, потом до 1 января 2016 года. Наконец, в канун Нового года соискателям лицензий позволили ненадолго вздохнуть с облегчением, отложив срок исполнения закона на полгода, — до 1 июля 2016 года.
Таким образом, в 2015 году предприниматели, которые занимались сбором и транспортированием отходов I-IV классов опасности, разделились на два лагеря: тех, кто не верил, что закон дойдет до исполнения, и тех, кто начал изучать новые нормативные документы, параллельно подыскивая исполнителя на подготовку материалов обоснования для подачи в госорганы.
Компании, оказывающие услуги в этой сфере, начали брать первые заказы, выступая первопроходцами.
Ошибки первых получателей новых лицензий
Рассмотрим трудности, с которыми столкнулись первые получатели новых лицензий.
Ситуация первая. Компания арендовала в бизнес-центре рабочие места. При подаче документов в Росприроднадзор (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) она получила отказ, потому как объектом недвижимости не могут быть рабочие места. («Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» п.3 пп. а.)
Как вышли из ситуации и получили лицензию на обращение с отходами:
Был переоформлен договор аренды, где в предмете договора вместо аренды рабочих мест указали аренду помещения. Далее вновь подали заявление на получение лицензии с заверенными документами в Росприроднадзор.
Ситуация вторая. Инспектор Росприроднадзора требовал установить контейнер для сбора собственных отходов прямо в офисе, который снимал будущий лицензиат. Несмотря на то что на основании действующих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) для сбора отходов выделяется отдельная площадка с контейнерами, которая должна находиться на расстоянии минимум двадцати метров от объекта недвижимости.
Как вышли из ситуации и получили лицензию на обращение с отходами:
Соискатель лицензии арендовал рядом с офисом участок земли, организовал по СанПиН 42-128-4690-88 контейнерную площадку, установил контейнеры и заново направил документы в Росприроднадзор.
Ситуация третья. Индивидуальный предприниматель при подаче документов в Росприроднадзор указал в качестве объекта недвижимости адрес своей квартиры. Инспектор Росприроднадзора потребовал в этом случае установить в квартире контейнер для сбора отходов I-IV классов опасности.
Как вышли из ситуации и получили лицензию на обращение с отходами:
Индивидуальный предприниматель заключил договор аренды на нежилое помещение и земельный участок, оборудовал на нем контейнерную площадку, внес изменение в уставные документы, указав новый юридический адрес. После чего повторно прошел весь цикл согласования: получил экспертное заключение, санитарно-эпидемиалогическое заключение, лицензию на обращение с отходами.
Ситуация четвертая. Организация осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов на одном земельном участке в четырех зданиях с разными литерами. При подаче документов во ФБУЗ соискатель указал точные адреса всех зданий с литерами и общий адрес самого земельного участка. Однако при подаче документов в Роспотребнадзор только общий адрес площадки без литер зданий. Несмотря на то, что санитарно-эпидемиологическое заключение соответствовало нормам и правилам, в нем была ссылка на экспертное заключение с указанием всех литер зданий, но в Росприроднадзоре посчитали это нарушением, отказав в осуществлении деятельности по обращению с отходами.
Как вышли из ситуации и получили лицензию на обращение с отходами:
Организация внесла изменение в заявление на получение санитарно-эпидемиологического заключения, где указала все здания с литерами и адрес самого участка. Роспотребнадзор выдал новое санитарно-эпидемиологическое заключение, которое отправилось в Росприроднадзор.
Надеемся, что рассмотренные ситуации будут полезными, и соискатели услуги "лицензия на отходы" с учетом знаний чужого опыта смогут получить документы с первого раза.
Статья подготовлена сотрудниками
компании "Экологические услуги"
сентябрь 2016