С какими странами российским компаниям стоит вести интернет-торговлю

Автор фото: globallookpress

Самые перспективные страны для ведения трансграничной интернет-торговли из России — это Канада, Белоруссия, Индия, а вовсе не Китай — так считают участники Петербургского международного инновационного форума (ПМИФ-2016).

На ПМИФ-2016 обсуждались возможности для российских экспортеров на международном рынке интернет-торговли: что продавать, кому и как. Собственно, неверные ответы на эти вопросы, а также трудности, связанные с таможней и возвратом НДС, и встают на пути нашего экспорта.

Куда выходить

В 2015 году рынок международной интернет-торговли составил $1,67 трлн, к 2019 году он должен вырасти в 1,5 раза — такие данные приводит Владислав Широбоков, сооснователь East-West Digital News (компания делает регулярные исследования по кросс-бордеру в течение последних 4 лет).
Конечно, мировой лидер e-commerce — Китай. Но топ стран по развитию именно трансграничной интернет-торговли возглавляют Канада, Великобритания, Бразилия, подчеркивает Широбоков, а Китай болтается в хвосте этого рейтинга: там больше развита внутренняя торговля. По сути, в Китае все есть, и продать им что-то извне непросто. Отечественных интернет-торговцев привлекает в КНР огромная, казалось бы, потенциальная аудитория, и они обходят вниманием другие страны. Владислав Широбоков советовал экспортерам присмотреться к канадскому рынку.
Директор белорусской службы доставки “ГлоБел 24” Анатолий Борткевич отметил, что особенно привлекательной для российских интернет-торговцев стала Белоруссия, где недавно ограничили лимит беспошлинного ввоза товаров для физлиц до 22 евро. Соответственно, eBay, Amazon и прочие подобные компании от Белоруссии отдалились. А Россия, которая объединена с Белоруссией Таможенным союзом, имеет преференции: отсутствие таможенного оформления при перевозке грузов юрлиц, нет пошлин и НДС при перемещении грузов физлиц. Кроме того, в Белоруссии развита культура покупки товаров в иностранных магазинах, плюс там действует гарантия на товары, приобретенные в РФ, а самое главное — “белорусы экономят, покупая в РФ”: цены в российских магазинах, в частности на технику, часто оказываются ниже белорусских, рассказал Анатолий Борткевич.
В свою очередь, Дмитрий Филоненко, основатель проекта Upgate.pro, сказал, что будущее интернет-торговли — за индийским рынком. Здесь большие плюсы — это английский язык и отсутствие в стране даже самых необходимых товаров.
По мнению Широбокова, удачный выбор целевой аудитории — российская диаспора за рубежом: “Она растет год от года быстрее, чем наш экспорт”.

Как выходить

Половину глобального рынка электронной торговли занимают 10 крупных площадок во главе с китайской Alibaba, американским eBay, так что нет большого смысла сейчас выдумывать “свою Алибабу”, а “выходить надо через имеющиеся крупные интернет-магазины”, уверен Владислав Широбоков.
С этим решительно не согласился Александр Рябов, генеральный директор ГК "Восточный экспресс", что неудивительно, так как его компания занимается поддержкой российского экспорта на азиатских рынках. Он предложил создавать картельные союзы, чтобы совместно продавать российские товары за рубежом.