Квартира для посвященных

Арт-критик Станислав Савицкий о выставке "Квартира №5", которая проходит в Мраморном дворце.

Все, кто интересуется русским авангардом, наслышаны о квартире № 5. Ей посвящены знаменитые воспоминания Николая Пунина — художественного критика, воспевшего гений Татлина, профессора Академии художеств и дважды мужа Анны Ахматовой. Воспоминания эти опубликованы не целиком, но известно, что в них рассказано о компании художников, собиравшихся в середине 1910–х на ведомственной квартире сотрудника музея академии Сергея Исакова. Его пасынки Лев и Николай Бруни по четвергам устраивали выставки, дискуссии и литературные чтения. Кто здесь только не бывал: Мандельштам, знавший Бруни еще по Тенишевскому училищу, Татлин, приобщивший членов круга к контррельефам, Малевич, к творчеству которого здесь отнеслись, напротив, с прохладцей, и многие другие. Квартира № 5 не была арт–группой. В истории искусства этот круг до сих пор не фигурировал как значимое звено, но нынешняя выставка в Мраморном дворце, бесспорно, внесет в нее коррективы.
Круг Бруни сформировался накануне Первой мировой и играл важную роль в авангарде вплоть до коллективной выставки в Цветковской галерее в 1925–м. В квартире № 5 сошлось много ключевых сюжетов 1910–1920–х. Здесь кубофутуризм был осознан как альтернатива импрессионизму. Здесь собирался Цех поэтов. Здесь под влиянием Хлебникова Петр Митурич изобрел новый вид графики. Здесь исполняли произведения композитора Артура Лурье. Эти не ставшие знаменитостями художники предопределили судьбу русского авангарда. Место в истории для них взялся определить сам Пунин, воздав должное учителям. Даже если он несколько преувеличивал значение этого круга, именно благодаря его членам Николаю Купреянову, Владимиру Лебедеву и Петру Митуричу рисунок утвердился в России как самостоятельное искусство, равное живописи. В этой связи стоит упомянуть и Петра Львова — звезду петроградского авангарда, который почти 100 лет был обделен вниманием кураторов. Подборка его работ показана впервые. Не менее важно открытие художника Святослава Нагубникова, забытого даже искусствоведами. Эта экспозиция интересна прежде всего знатокам, но на ней так много мастерских работ, что едва ли она оставит равнодушной широкую публику.