Блоги "ДП". Когда россияне откажутся от личных автомобилей

 

Автор — генеральный менеджер Uber в России
22 сентября по всему миру проводится День без автомобилей. Изначально идеей акции была забота об окружающей среде: ведь именно личные автомобили больше всего загрязняют атмосферу городов. Однако развитие современных технологий и "экономики совместного потребления" (shared economy) позволяют поставить вопрос шире — а нужно ли современному городскому жителю вообще иметь в собственности личный автомобиль?
Ответ на этот вопрос — не только в экологической сознательности.  С одной стороны, на решение "иметь или не иметь" влияет реальная стоимость владения личной машиной (как на экономическом, так и на эмоциональном уровне), с другой — наличие разумных и доступных альтернатив. К примеру, для жителей Манхэттена этот баланс давно сместился не в пользу "иметь": свое дело сделали крайне дорогостоящая парковка и достаточно плотно расположенные станции метро.
В России же личный автомобиль много лет был не просто средством передвижения, но символом статуса. Но с течением времени мы начинаем рассуждать более рационально. С финансовой точки зрения автомобиль — крайне неэффективный актив. За исключением отдельных редких коллекционных моделей, он не может быть объектом инвестиций: цена и ликвидность снижаются с каждым днем.
По оценкам PriceWaterhouseCoopers, содержание личного автомобиля компакт-класса в крупных российских городах обходится ежегодно в 350-380 тыс. рублей (с учетом страховок и парковки). При этом автомобиль используется только 4% времени: остальные 96% он припаркован либо около дома, либо около офиса.
Но к этому нужно добавить и трудно поддающиеся оцифровке эмоциональные затраты и простые хлопоты: любая собственность требует внимания.  Почти каждый автовладелец со стажем знает, что такое чистить машину от льда и снега, менять пробитое колесо под проливным дождем или получать страховые выплаты после ДТП. Иными словами, вчерашний символ престижа при более детальном трезвом анализе превращается в достаточно хлопотный, требующий внимания и расходов, быстро дешевеющий объект.
Альтернативный подход — не владеть, а пользоваться. И платить только за то, чем пользуешься, — и только тогда, когда пользуешься. Именно на этом — а вовсе не на конкуренции с традиционным такси — построена бизнес-модель Uber. На этом же строится и современная модель городских каршерингов, также стремительно растущая благодаря технологиям.
Обе бизнес-модели стали возможными благодаря развитию технологий: пользователю достаточно нажать кнопку на смартфоне, и соответствующее приложение либо направит к нему ближайший автомобиль с водителем, либо покажет находящийся в пешей доступности свободный автомобиль и забронирует его.
К этому нужно привыкнуть, и это займет определенное время — но процесс уже начался. Проведенное недавно в Лондоне консалтинговой компанией CTF Partners исследование показало, что каждый седьмой житель с появлением технологических решений изменил свои взгляды на владение автомобилем: 7% заявили, что сохранят в собственности личный автомобиль, но будут пользоваться им реже, 5% — приняли решение не покупать автомобиль, а использовать для перемещения по городу Uber. Наконец, 2% уже продали свои автомобили.
По результатам опроса, проведенного нами в России, 65% пользователей нашего сервиса не имеют личного автомобиля, а около 60% из тех, кто личный автомобиль имеет, отметили, что стали реже им пользоваться. На вопрос о том, планируют ли респонденты покупать автомобиль в будущем, 56% ответили отрицательно. Среди основных причин — это неудобно (66% опрошенных) или дорого (58% опрошенных).
А тем временем на горизонте уже замаячила следующая транспортная революция: беспилотники. Беспилотный автомобиль обеспечит более высокий уровень безопасности: управляющая им система "видит" днем и ночью на 360 градусов, не отвлекается, не засыпает — и уж тем более не нарушает сознательно ПДД! Крупные автопроизводители — от Ford до АвтоВАЗа — наперебой сообщают о крупных инвестициях в разработку беспилотников; наша компания сообщила, что вложит вместе с Volvo в это перспективнейшее направление 300 млн долларов. Уже сегодня в американском Питтсбурге через приложение можно совершить поездку на беспилотном автомобиле. Некоторые эксперты полагают, что к 2025 году личные автомобили, вытесненные беспилотниками, полностью исчезнут с улиц городов США.
Случится ли это и когда эта тенденция придет в мой родной Санкт-Петербург — покажет время.