Заместить и улучшить

Курс на импортозамещение позволит российским производителям стройматериалов повысить инновационность своей продукции, считают эксперты.

Политика импортозамещения и падение национальной валюты повлияли на массовый переход строительных компаний от импортной продукции к отечественной.
"Все больше крупных игроков рынка изоляционных материалов, крепежных изделий и других направлений локализуют производство на территории РФ", — говорит Алексей Андрюшин, основатель строительного портала maistro.ru.
По мнению эксперта, сложившаяся ситуация позволяет выйти на лидирующие позиции отечественным производителям строительных материалов, получать больше заказов и инвестировать полученные средства в новые разработки. Такой системный подход, считает Алексей, позволит в ближайшие годы российскому производителю догнать по уровню инноваций западных конкурентов и выходить на международный рынок, и это позитивная сторона вопроса.
С этим мнением согласен глава компании "Сэмпл Стоун" Алексей Будашкин. Он отмечает, что застройщики все больше обращают внимание на отечественных производителей строительных материалов: "В нашей компании мы вовремя смогли уловить этот тренд и предложить рынку инновационный отделочный материал, сделанный на основе каменного шпона. До нас в России сланец никто не обрабатывал и не применял в этом качестве. Уникальность продукта заключается в сравнительной простоте обработки без потери качества и конкурентоспособной цене. Сегодня наше предприятие интегрировано в международную сеть исследовательской и инновационной деятельности, а правительство Петербурга рекомендует "Сэмпл Стоун" к сотрудничеству за инновационное производство, технологичность и высокий стандарт качества. На данный момент мы наращиваем обороты выпуска продукции и ведем переговоры с несколькими крупными торговыми сетями Петербурга", — сообщил Алексей Будашкин.

Конкурс новаций

В 2006 году по инициативе комитета по строительству Петербурга был организован международный конкурс новых материалов и технологий "Инновации в строительстве" с целью выявления инновационных строительных материалов и технологий и содействия их внедрению на строительном рынке России. Нельзя сказать, что в конкурсе участвует большое количество компаний, однако интерес к нему растет. Так, по данным комитета по строительству, в 2015 году было номинировано 11 конкурсантов, в 2016 году — уже 18. Судя по составу участников и призеров, пока среди них лидируют производители стройматериалов (тротуарный камень, гипсокартон, пресс–панели, асфальтобетонные смеси), оконных и фасадных систем, а также лифтового оборудования.

Каталог качества

Сегодня комитетом по строительству в части реализации политики в сфере импортозамещения инициирована разработка электронного каталога продукции, содержащего детализированную информацию о строительных материалах, технологиях и оборудовании отечественных производителей.
"Целями создания каталога являются "формирование систематизированного перечня качественной строительной продукции отечественного производства (материалов, технологий и оборудования), информирование предприятий инвестиционно–строительного комплекса о продукции отечественных производителей, а также обеспечение широкого применения продукции отечественных предприятий как в государственном заказе, так и в инвестиционном строительстве", — сообщают в пресс–службе комитета по строительству.
Включение продукции в каталог происходит по результатам оценки документов, подтверждающих качественные характеристики строительной продукции, группами независимых экспертов, сформированными в составе Научно–технического и экспертного совета при комитете по строительству. Наличие строительного материала в каталоге является основанием и условием для его обязательного рассмотрения проектной организацией в целях применения в процессе проектирования объектов капитального строительства за счет бюджетных средств.