Смольный установил максимальную цену на проезд по ЗСД из расчета 14 рублей за 1 км

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

Смольный зафиксировал плату за проезд по ЗСД на уровне 14 рублей за 1 км. Впрочем, на практике стоимость наверняка будет в разы ниже. "ДП" изучил, как она формируется.

Георгий Полтавченко утвердил максимальную стоимость проезда по платным трассам в Петербурге. В городе такая трасса только одна — Западный скоростной диаметр (ЗСД). Южный и северный участки ЗСД уже работают, а центральный должен открыться этой осенью. Сколько будет стоить проезд по нему, неизвестно.
Сейчас для легкового автомобиля днем проезд по всему северному участку стоит 100 рублей, по южному — 80 рублей. Ночью и с транспондерами действуют скидки, а для крупногабаритного транспорта расценки выше.
Стоимость проезда по ЗСД устанавливает концессионер этого проекта — ООО "Магистраль Северной столицы" (входят "ВТБ Капитал", Газпромбанк, итальянская Astaldi, турецкие Ictas Insaat и Mega Yapi, кипрская GPB). Но в то же время концессионер должен согласовать тариф со Смольным. Какую установить цену, обычно решают в последний момент. В случае с северным участком цены за проезд по нему не называли практически до момента открытия участка, ссылаясь на то, что они еще не установлены окончательно.
Из постановления, подписанного Георгием Полтавченко, следует, что максимальная стоимость проезда должна составлять 14 рублей за 1 км. Таким образом, полная стоимость проезда по ЗСД должна будет составлять не более 650 рублей. Ранее "ДП" уже писал, что максимальная планка, по словам собеседников, пожелавших остаться неизвестными, не будет превышать 600 рублей. Почти так и получилось.
Впрочем, планка не означает, что стоимость проезда будет столь высокой. Вероятно, концессионер установит цены в разы ниже, ведь проехать по трассе туда-обратно более чем за 1,2 тыс. рублей мало кто сможет себе позволить.
Стоимость проезда по ЗСД формируется с учетом условий концессионного соглашения. Они предполагают, что оборот от ЗСД составляет не менее 9,6 млрд рублей в год. Если оборот составляет меньше, разницу возмещает город.
По договору между Смольным и концессионером компенсация происходит в течение первых 4 лет работы ЗСД, до 2019 года. В 2016 году в бюджете города заложено 4,1 млрд рублей на компенсацию. Именно поэтому тарифы согласовывают и со Смольным: чиновники могут повлиять на стоимость проезда, поскольку им предстоит платить компенсации.
В 2020 году ЗСД выйдет на самоокупаемость, и концессионер начнет выплачивать деньги в бюджет. Выплата будет составлять 90% денег, собранных свыше 9,6 млрд рублей.
Соглашение заключено в 2011 году на срок до 2042 года и учитывает среднегодовую инфляцию 5%. Без учета инфляции бюджет должен получать 5,5 млрд рублей, с учетом инфляции — 17 млрд рублей. Так, до 2042 года ЗСД может пополнить бюджет Петербурга на сумму до 380 млрд рублей.
Эти цифры указывают на то, что в итоге город и бюджет оказываются в выигрыше, окупают вложенные 134 млрд рублей и получают прибыль. Депутаты Законодательного собрания уже высказывались против возмещения убытков концессионеру. Однако пока город не пересматривал условия соглашения.
Южный участок ЗСД строился за 47 млрд рублей, северный участок за 36 млрд рублей, за счет бюджета. Центральный участок стоит 128 млрд рублей, из них из бюджета выделялся 51 млрд рублей.
Также в Петербурге планируется строительство "второго ЗСД", платной трассы в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Стоимость ее строительства оценивается в 160 млрд рублей. Для проекта сейчас как раз ищут инвестора. Идею презентовали и на инвестиционном форуме в Каннах.